Хасавюртовские соглашения
Хасавю́ртовские соглаше́ния, совместное заявление представителей Российской Федерации и самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) о разработке и утверждении Принципов определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой (Хасавюртовские соглашения. 1996. С. 3). Совместное заявление и Принципы определения основ взаимоотношений между РФ и ЧРИ, составившие в совокупности комплекс соглашений, были подписаны 31 августа 1996 г. в г. Хасавюрт (Республика Дагестан) и ознаменовали собой окончание Первого чеченского вооружённого конфликта 1994–1996 гг.
Предыстория заключения
Попытка российских властей силовым путём подавить сепаратистское движение в Чеченской Республике, предпринятая в декабре 1994 г., не увенчалась успехом и вылилась в затяжные боевые действия. Пророссийское правительство Д. Г. Завгаева не пользовалось большим влиянием в народных массах. Во 2-й половине лета 1996 г. российские войска окончательно утратили стратегическую инициативу. 6 августа отряды чеченских сепаратистов атаковали столицу республики г. Грозный и вскоре овладели им. После этого руководство РФ стало склоняться к поиску мирного решения конфликта.
Переговоры
11 августа в Чечню прибыл секретарь Совета безопасности Российской Федерации, генерал-лейтенант А. И. Лебедь, наделённый самыми широкими полномочиями представителя Президента РФ в Чеченской Республике.
Он приступил к налаживанию переговорного процесса с военно-политическим руководством сепаратистов. Кроме этого, ему пришлось преодолеть сопротивление представителей российского военного командования во главе с и. о. командующего Объединённой группировкой федеральных войск в Чеченской Республике генерал-лейтенантом К. Б. Пуликовским, который предъявил командованию сепаратистов ультиматум: немедленно прекратить боевые действия и сложить оружие. В случае отказа сдаться генерал давал мирным жителям 48 ч на то, чтобы покинуть осаждённый город через специально выделенный «коридор», после чего по Грозному планировалось нанести мощный удар авиации и артиллерии. Лебедь отменил это решение и 13 августа сумел достичь договорённости о взаимном прекращении огня с 12:00 14 августа.
15 августа на переговорах в селе Новые Атаги с и. о. президента ЧРИ З. А. Яндарбиевым и начальником Главного штаба Вооружённых сил ЧРИ А. А. Масхадовым А. И. Лебедь предложил создать совместную комиссию, которая оперативно разбиралась бы со всеми конфликтными вопросами и обеспечила эффективное прекращение огня. Помимо этого, предполагалось создать специальный наблюдательный совет, в состав которого вошли бы секретари Советов безопасности Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Однако 19 августа К. Б. Пуликовский вновь в ультимативном порядке потребовал от боевиков покинуть Грозный, угрожая в случае отказа применить все имеющиеся силы и средства для нанесения массированного удара по городским кварталам, находившимся под контролем сепаратистов. На следующий день он заявил о том, что ему «больше не о чем говорить» (цит. по: Трошев. 2001. С. 127) с А. А. Масхадовым. Впрочем, это заявление было вскоре дезавуировано А. И. Лебедем и министром обороны РФ генералом армии И. Н. Родионовым. Переговорный процесс возобновился. 22 августа А. И. Лебедь и А. А. Масхадов подписали Соглашение о неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в городе Грозный и на территории Чеченской Республики, предусматривавшее прекращение боевых действий на всей территории Чечни, обмен пленными и заложниками, создание в Грозном совместных российско-чеченских военных комендатур и вывод до конца августа подразделений федеральных войск с территорий Веденского, Ножай-Юртовского и Шатойского районов Чеченской Республики.
25 августа командующий Объединённой группировкой федеральных войск в Чечне генерал-лейтенант В. В. Тихомиров и А. А. Масхадов подписали протокол «О совместных мероприятиях начального этапа по реализации "Соглашения о неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в г. Грозный и на территории Чеченской Республики от 22 августа 1996 г."». Стороны должны были разблокировать железные дороги, другие транспортные и иные коммуникации и принять меры по обеспечению их бесперебойной эксплуатации и своевременному восстановлению. Все блокпосты на территории Чеченской Республики подлежали ликвидации, а их сооружения, оборудование и материальные средства передавались чеченской стороне. В Грозном создавались временные объединённые комендатуры. В целях исключения возможных провокаций вводился запрет на проведение митингов, демонстраций, уличных шествий и других массовых мероприятий.
28 августа под контроль сепаратистов перешли города Аргун и Гудермес. После ухода федеральных войск из горных районов расположенные там населённые пункты также были заняты боевиками.
30 августа в Хасавюрте начался новый этап переговоров между полномочными делегациями РФ (возглавлялась А. И. Лебедем) и ЧРИ (во главе с А. А. Масхадовым). Посредником в их проведении выступал руководитель Группы поддержки ОБСЕ в Чеченской Республике швейцарский дипломат Т. Гульдиман. Вице-президент Чеченской Республики Ичкерия С.-Х. С.-М. Абумуслимов потребовал немедленно предоставить Чечне независимость и дать согласие на её вступление в ООН, но Лебедь смог убедить чеченских представителей снять этот вопрос с повестки дня. Однако его предложение об участии в переговорах представителей правительства Д. Г. Завгаева и создании вместе с ними переходного органа управления Чеченской Республикой также не нашло понимания у представителей сепаратистов и в результате было отклонено.
Заключение и содержание соглашений
31 августа было подписано Совместное заявление о принципах, по которым в дальнейшем шёл переговорный процесс. От российской стороны его подписали секретарь Совета безопасности Российской Федерации А. И. Лебедь и его заместитель полковник С. Ф. Харламов, а от чеченской – первый заместитель председателя Государственного комитета обороны, начальник Главного штаба Вооружённых сил ЧРИ А. А. Масхадов и вице-президент ЧРИ С.-Х. С.-М. Абумуслимов.
В заявлении стороны объявили о том, что «исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, укрепления межнационального согласия и безопасности народов» (Хасавюртовские соглашения. Совместное заявление. 1996) совместно разработали Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, на основе которых должен был строиться дальнейший переговорный процесс. В соответствии с ними соглашение об основах взаимоотношений между Россией и Чечнёй должно было быть достигнуто до 31 декабря 2001 г. «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права» (Хасавюртовские соглашения. Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой. Ст. 1. 1996). Не позднее 1 октября 1996 г. должна была быть сформирована Объединённая комиссия из представителей органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики, на которую возлагались задачи подготовки предложений по завершению вывода войск; проведения согласованных мероприятий по борьбе с преступностью, терроризмом и проявлениями национальной и религиозной вражды и контролю за их исполнением; разработки предложений по восстановлению валютно-финансовых и бюджетных взаимоотношений. Комиссия должна была также разработать и внести в Правительство РФ программу восстановления социально-экономического комплекса Чеченской Республики и осуществлять контроль за согласованным взаимодействием органов государственной власти и иных заинтересованных организаций при обеспечении населения Чечни продовольствием и медикаментами. Законодательство Чеченской Республики должно было быть основано на соблюдении прав человека и гражданина, праве народов на самоопределение, принципах равноправия народов, обеспечения гражданского мира, межнационального согласия и безопасности проживающих на территории Чечни граждан независимо от национальной принадлежности, вероисповедания и иных различий. 3 сентября Президент РФ Б. Н. Ельцин одобрил подписанные в Хасавюрте соглашения.
Результаты подписания соглашений
17 сентября в селе Новые Атаги А. И. Лебедь и А. А. Масхадов согласовали график вывода федеральных войск из Чечни, приняли решение о разминировании территории и формировании совместных правоохранительных органов на территории республики. В результате вывода российских войск вооружённые формирования сепаратистов взяли под свой контроль всю территорию Чеченской Республики. Пророссийски настроенные представители органов государственной власти и местного самоуправления вынуждены были сложить свои полномочия. Правительство Д. Г. Завгаева эвакуировалось в Москву и самораспустилось, у власти в Грозном встало правительство З. А. Яндарбиева.
23 ноября Б. Н. Ельцин подписал указ «О мерах по обеспечению дальнейшего мирного урегулирования в Чеченской Республике», в соответствии с которым приказал передислоцировать две оставшиеся в Чечне бригады за пределы административных границ этой республики. Министерство внутренних дел РФ по согласованию с органами власти Чеченской Республики должно было осуществлять меры по охране населения и особо важных объектов жизнеобеспечения на территории Чечни.
Оценки соглашений различными политическими силами в России
Вскоре после подписания соглашения стали подвергаться жёсткой критике со стороны ряда российских политических и общественных деятелей. 8 октября 1996 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принял постановление № 336-СФ «О ситуации в Чеченской Республике», в котором постановил считать документы, подписанные в Хасавюрте, «не имеющими государственно-правового значения», подчеркнув, что Чеченская Республика является неотъемлемой составной частью Российской Федерации.
В декабре 1996 г. 93 депутата оппозиционных фракций Государственной думы обратились в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности подписанных в Хасавюрте соглашений, утверждая, что они не соответствовали статье 4 Конституции Российской Федерации, закрепляющей целостность и неприкосновенность территории России. Однако 26 декабря 1996 г. Конституционный суд в своем определении отметил, что заключённые соглашения «не являются договором между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации», а поэтому не могут быть предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации. Давать же оценку политическим, а не правовым соглашениям, Конституционный суд был не вправе.
С другой стороны, представители радикального крыла чеченского сепаратистского движения (Ш. С. Басаев, С. Б. Радуев, М. С. Удугов, А. А. Бараев) также публично осуждали достигнутое мирное соглашение и настаивали на продолжении военных действий против России с целью создания на всей территории Северного Кавказа независимого государства, живущего по законам шариата.
Хасавюртовские соглашения рассматриваются многими российскими политологами как один из самых спорных документов в истории России. Документы, подписанные в 31 августа 1996 г. Хасавюрте, с одной стороны, привели к окончанию боевых действий, но, с другой, означали утрату контроля федерального центра за ситуацией в Чеченской Республике и политическую победу сепаратистов. Де-факто Чечня превратилась в самостоятельное государство, хотя юридически её независимость не была признана ни одной страной мира.
Последствия Хасавюртовских соглашений
Хасавюртовские соглашения не привели к стабилизации внутриполитической обстановки в Чечне. 23 декабря в Москве председатель Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдин и премьер-министр Коалиционного правительства Чеченской Республики А. А. Масхадов подписали Соглашение по блоку социально-экономических вопросов, однако оно так и не было реализовано. Чеченские власти, настаивая на бюджетном финансировании со стороны России, не намеревались платить налоги и проводить финансово-экономическую политику, согласованную с федеральным центром. 12 мая 1997 г. в Москве Президент РФ Б. Н. Ельцин и избранный Президент ЧРИ А. А. Масхадов на основе Хасавюртовских соглашений подписали договор «О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия». «Высокие Договаривающиеся Стороны» обязались строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а взаимодействие в конкретных сферах определить путём подписания соответствующих соглашений. Договор также не стал прочной основой развития добрососедских отношений между Россией и Чечнёй. Чеченские власти не обеспечили освобождение и обмен всех военнопленных и заложников, которые продолжали удерживаться на территории Чечни. Нефтяной комплекс Чечни был полностью выведен из-под контроля Министерства топлива и энергетики РФ. Отряды полевых командиров отказались разоружиться. Чеченские власти предоставляли убежище на своей территории преступникам, находившимся в федеральном розыске. Все протесты российской стороны оставались без ответа. После назначения в начале 1998 г. премьер-министром Чечни Ш. С. Басаева двусторонний переговорный процесс оказался фактически заморожен. В республике прогрессировал паралич органов государственной власти, резко ухудшилась криминогенная обстановка, усиливались позиции религиозных экстремистов, рассматривавших Чечню в качестве плацдарма для развязывания новой войны против России. Все эти тенденции представляли реальную угрозу российской государственности в Северокавказском регионе.
Фактически Хасавюртовские соглашения прекратили действовать в сентябре 1999 г., после начала Второго чеченского вооружённого конфликта.