Лукашенко Александр Григорьевич
Лука́шенко Алекса́ндр Григо́рьевич (белорус. Аляксандр Рыгоравіч Лукашэнка) (род. 30.8.1954, городской посёлок Копысь Оршанского района Витебской области, Белорусская ССР, ныне агрогородок Оршанского района Витебской области, Республика Беларусь), советский и белорусский государственный и политический деятель, первый президент Республики Беларусь (с 1994). Окончил исторический факультет Могилёвского педагогического института (1975) и экономический факультет Белорусской сельскохозяйственной академии (1985, заочно).
Молодые годы
После завершения учёбы в 1975–1977 гг. служил в Пограничных войсках КГБ СССР на должности инструктора политотдела части Западного пограничного округа (г. Брест).
В 1977–1980 гг. секретарь комитета комсомола отдела продовольственной торговли г. Могилёв, инструктор Октябрьского райисполкома Могилёва, ответственный секретарь общества «Знание» г. Шклов Могилёвской области. Член КПСС в 1979–1991 гг.
В 1980–1982 гг. снова на военной службе в должности заместителя командира танковой роты по политической части (г. Минск).
В 1982–1994 гг. на хозяйственной и партийной работе в Шкловском районе Могилёвской области: заместитель председателя колхоза «Ударник», заместитель директора комбината стройматериалов, секретарь партийного комитета колхоза имени Ленина, директор совхоза «Городец» (март 1987 – июль 1994).
Начало политической карьеры
Началом публичной политической карьеры Лукашенко стало Всесоюзное совещание по арендному подряду в 1988 г. в Москве, на котором он поделился опытом поддержки первых фермеров в своём совхозе и был удостоен положительной реплики М. С. Горбачёва из президиума (Лукашенко о внутренних причинах протестов в Беларуси: появились богатые люди, которым захотелось власти // БЕЛТА). В 1989 г. выдвинул свою кандидатуру на выборах народных депутатов СССР в качестве альтернативы заместителю председателя Совета Министров Белорусской ССР В. Ф. Кебичу в Могилёвской области и проиграл ему с небольшим отрывом, набрав 45,7 % голосов избирателей.
В Верховном Совете Белорусской ССР – Республики Беларусь (1990–1994)
В 1990 г. избран народным депутатом Верховного Совета Белорусской ССР 12-го созыва от Шкловского района, где во 2-м туре получил 68,21 % голосов. В парламенте был одним из самых активных депутатов, выступающих за реформы. В мае 1991 г. опубликовал программную статью «Диктатура: белорусский вариант?», в которой подверг решительной критике руководство Белоруссии за экономический кризис, торможение рыночных преобразований и попытку откатить демократические реформы. В июне 1991 г. возглавил депутатскую группу «Коммунисты Белоруссии за демократию», выступавшую против политики партийно-хозяйственного руководства Белорусской ССР и осудившую деятельность ГКЧП в период августовских событий 1991 г.
В июне 1993 г. возглавил Временную комиссию Верховного Совета по борьбе с коррупцией и 14 декабря 1993 г. выступил в парламенте с антикоррупционным докладом, который транслировался в прямом эфире на всю страну. Этот доклад принёс Лукашенко огромную популярность и сделал его главным конкурентом представителей советской номенклатуры на первых президентских выборах в 1994 г.
Участие в выборах президента в 1994 г.
В апреле 1994 г. началась регистрация кандидатов для участия в выборах. Инициативная группа за выдвижение Лукашенко кандидатом в президенты состояла из 2472 человек, которым удалось собрать за 20 дней 156 391 подпись избирателей (при необходимых 100 тыс.). Кроме Лукашенко, успешно собрали подписи ещё 5 претендентов из 19. Агитационная кампания стартовала 2 июня 1994 г. Предвыборная программа Лукашенко «Отвести народ от пропасти» декларировала 3 основные цели: остановить обнищание народа и начать движение к стабильности и прогрессу; бороться с коррупцией и правящими мафиозными структурами; восстановить разорванные связи с постсоветскими государствами, прежде всего с Россией и Украиной. По результатам 1-го тура выборов, состоявшегося 23 июня 1994 г., получил 44,82 % голосов и занял 1-е место, значительно опередив основного конкурента – премьер-министра В. Ф. Кебича (17,33 %). Во 2-м туре, состоявшемся 10 июля 1994 г., получил 80,34 % голосов.
Во главе Республики Беларусь
Официальные итоги выборов Президента Республики Беларусь 1994 г. и победа на них Лукашенко признаны во всём мире. Инаугурация первого Президента Республики Беларусь состоялась 20 июля 1994 г. В своей инаугурационной речи он заявил: «День присяги первого президента Белоруссии должен стать днём окончания споров в обществе и первым шагом к установлению гражданского согласия. Вот почему первый президент должен подняться и поднимется над личными политическими пристрастиями, будет открыт к самому тесному сотрудничеству со всеми политическими силами».
Внутренняя политика
Вступив в должность Президента Республики Беларусь, начал построение сильной исполнительной «вертикали». Расширение президентских полномочий осуществлял в том числе с помощью механизмов плебисцитарной демократии. 14 мая 1995 г. по его инициативе был проведён республиканский референдум, по итогам которого закреплён равный статус белорусского и русского языков, утверждены новые государственные символы (флаг и герб), практически копирующие символику Белорусской ССР, поддержан курс на экономическую интеграцию с Россией, президенту было предоставлено право досрочного роспуска Верховного Совета.
В ходе дальнейших преобразований столкнулся с противодействием законодательной и судебной властей, что вылилось в политический кризис 1995–1996 гг. Значительное количество указов президента было отменено Конституционным судом. Верховный Совет выразил солидарность с позицией Конституционного суда и также пытался противодействовать реализации многих президентских инициатив. В ответ Лукашенко 29 декабря 1995 г. издал распоряжение, которое предписывало всем государственным органам исполнять президентские указы, отменённые Конституционным судом.
8 августа 1996 г. с целью разрешения политического кризиса направил в Верховный Совет заявление о проведении республиканского референдума. Основным вопросом референдума стал выбор между президентским вариантом Конституции, предусматривавшим значительное усиление полномочий главы государства, и проектом Верховного Совета, подготовленным фракциями коммунистов и аграриев, предусматривавшим ликвидацию поста президента и распределение его полномочий между парламентом и правительством. В ходе подготовки к референдуму в октябре созвал Всебелорусское народное собрание (ВНС). Оно представляло собой общее собрание представителей власти, руководителей и работников предприятий и организаций, деятелей науки и культуры, список которых формировался под контролем исполнительной «вертикали». Кроме поддержки президента на референдуме, ВНС утвердило Программу социально-экономического развития 1996–2000 гг. В дальнейшем созыв ВНС наряду с референдумами стал распространённой практикой в политической жизни страны (последующие собрания проводились примерно 1 раз в 5 лет: в мае 2001, в марте 2006, в декабре 2010, в июне 2016, в феврале 2021), а Лукашенко называл собрание «высшей формой демократии» и «народным вече».
Незадолго до референдума группа депутатов Верховного Совета предприняла попытку импичмента Лукашенко, направив в Конституционный суд обращение с подписями 73 депутатов. Заседание суда по импичменту было назначено на 22 ноября 1996 г. Вечером 21 ноября в Минск с целью «урегулирования конфликта» прибыли премьер-министр России В. С. Черномырдин и главы обеих палат российского парламента Е. С. Строев и Г. Н. Селезнёв. После ночных переговоров с российской делегацией Лукашенко пошёл на компромисс с председателем Верховного Совета С. Г. Шарецким и председателем Конституционного суда В. Г. Тихиней, убедив их приостановить дело об импичменте при условии, что референдум по изменению Конституции не будет нести обязательного характера. К тому времени 12 депутатов отозвали свои подписи под обращением в Конституционный суд, вследствие чего образовалась нехватка минимально необходимого количества подписей (70) и дело об импичменте было прекращено.
На состоявшемся 24 ноября референдуме президентский вариант Конституции поддержали 70,45 % избирателей. На основании такого результата глава государства придал ему обязательную силу, а 27 ноября 1996 г. подписал закон о роспуске Верховного Совета и сформировал из числа его депутатов, подтвердивших лояльность президенту, Национальное собрание – двухпалатный законодательный орган государства. Кроме того, по итогам референдума президентский срок Лукашенко стал отсчитываться с 1996 г. (в дальнейшем это обстоятельство позволило не проводить выборы президента в 1999), а День независимости Белоруссии был перенесён с 27 (дата принятия Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР в 1990) на 3 июля (день освобождения Минска от германских войск в 1944).
В 1-й президентский срок (1994–2001) предпринимал меры по стабилизации экономики Белоруссии, переживавшей коллапс после разрушения СССР и разрыва устоявшихся экономических связей. Были вдвое повышены зарплаты бюджетников, введён государственный контроль за ценами, свёрнуты рыночные реформы. Экономика страны сильно зависела от поставок российских энергоносителей, однако у промышленных предприятий не было средств для их оплаты. В сложившихся обстоятельствах стал осуществлять более решительные шаги по сближению с Россией, активно продвигал идею строительства союзного государства. В 1996–2000 гг. рост ВВП составил 35,7 %. В 2000 г. удалось превзойти показатели докризисного 1990 г. по объёму производства промышленной продукции, потребительских товаров, реальных денежных доходов населения. Такой успех был обеспечен в основном за счёт восстановления поставок белорусских товаров на российский рынок, а также путём экспорта продукции белорусских нефтеперерабатывающих заводов, сырьём для которых послужила дешёвая российская нефть, в Европу. В этот же период усиливается давление на белорусскую оппозицию и антиправительственную прессу.
На президентских выборах 9 сентября 2001 г. победил в 1-м туре, набрав 75,65 % голосов. Его конкурентами были единый кандидат оппозиции председатель Федерации профсоюзов Белоруссии В. И. Гончарик (15,65 %) и председатель Либерально-демократической партии С. В. Гайдукевич (2,48 %). В течение 2-го президентского срока (2001–2006) происходило укрепление исполнительной «вертикали». Так, 17 октября 2004 г. одновременно с очередными парламентскими выборами проведён референдум, в ходе которого 87,97 % избирателей, принявших участие в голосовании, поддержали предложенную поправку в Конституцию, снимающую ограничение на право занимать пост президента более двух сроков. Протесты оппозиции, настаивающей на нелегитимности данной поправки, вновь были проигнорированы. Лукашенко получил право баллотироваться на должность президента неограниченное количество раз. Тогда же сумел добиться радикального снижения инфляции (с 207,5 в 2000 до 108 % в 2005) и роста ВВП к 2005 г. на 43,1 %. Данные успехи достигнуты преимущественно с применением практик советского государственного планирования. Ключевую роль играло укрепление экономической интеграции с РФ – нефтегазовые инвестиции от союзника достигали в эти годы до 15 % ВВП. Среди отдельных рыночных преобразований необходимо выделить создание в 2005 г. Парка высоких технологий, ставшего со временем ведущим IT-кластером в регионе Центральной и Восточной Европы, предлагающим оптимальные условия для открытия, ведения и развития бизнеса.
Президентские выборы 19 марта 2006 г. выиграл в 1-м туре, получив 82,97 % голосов против 6,12 % у его основного соперника – единого кандидата оппозиции бывшего заместителя председателя Гродненского горисполкома А. В. Милинкевича. Президентские выборы 2006 г. ознаменовались крупной акцией протеста в столице, продолжавшейся в течение недели в виде «палаточного городка» на Октябрьской площади. Акция была пресечена правоохранительными органами, многие её участники привлечены к административной ответственности. Наиболее радикально настроенный лидер оппозиции – А. В. Козулин, занявший на выборах последнее место (2,23 %), был арестован и приговорен к 5,5 годам лишения свободы. В период 3-го президентского срока (2006–2010) Лукашенко смог успешно преодолеть последствия финансового кризиса (2008) и запустить совместно с Россией крупный проект по строительству первой белорусской АЭС. Всего за 3 года ВВП Белоруссии удвоился и достиг в 2008 г. 60,8 млрд долл. В мире резко вырос спрос на товары традиционного белорусского экспорта (удобрения, металлы, химия, продукция тяжёлого машиностроения, продовольствие). Дешёвые российские ресурсы и увеличение экспорта пополнили госбюджет, что дало возможность щедрых государственных преференций для обновления производственных мощностей промышленных предприятий. Экономика Белоруссии росла в этот период в темпе до 7 % в год.
Накануне президентских выборов 2010 г. во внутренней политике произошёл процесс «мягкой» либерализации. Было снижено давление на оппозиционные политические партии и организации. В августе 2008 г. указом президента был помилован и вышел на свободу А. В. Козулин. Власть проявила беспрецедентную лояльность при процедуре регистрации кандидатов в президенты, в результате чего в бюллетене на выборах 19 декабря 2010 г. оказалось 10 претендентов. Лукашенко победил в 1-м туре, получив 79,65 % голосов. Второе место занял кандидат от оппозиционной «Европейской коалиции», бывший заместитель министра иностранных дел А. О. Санников (получил 2,43 %). Вечером 19 декабря оппозиция вновь собрала на центральной площади Минска многотысячный митинг против официально объявленных результатов выборов. Митинг был прекращён силами правопорядка в ту же ночь, были задержаны около 800 человек, в том числе 7 кандидатов в президенты. Более 40 человек привлечены к уголовной ответственности, включая экс-кандидатов в президенты Санникова, В. П. Некляева, Н. В. Статкевича, В. А. Римашевского, Д. И. Усса. Однако репрессии в отношении непримиримых политических противников быстро сменились очередной «оттепелью». К осени 2011 г. большинство фигурантов дела о массовых беспорядках оказались на свободе. В стране продолжилось экономическое развитие на прежних принципах государственного планирования. Разумно эксплуатировались дешёвые российские энергоресурсы, шла активная торговля с государствами Евросоюза, которые хотя и не признавали итоги проведённых в Белоруссии выборов и референдумов и критиковали нарушения прав человека, но ограничивались лишь введением персональных санкций против Лукашенко и других представителей белорусской власти.
11 октября 2015 г. состоялись очередные президентские выборы, выигранные Лукашенко в 1-м туре (83,47 %). Основной конкурент – Т. Н. Короткевич, ставшая в Белоруссии первой женщиной – кандидатом в президенты и представлявшая оппозиционную организацию «Говори правду», получила 4,44 % голосов. Основные силы оппозиции избирательную кампанию бойкотировали, не было зафиксировано серьёзных поствыборных протестов. В ходе 5-го президентского срока (2015–2020) проявились первые серьёзные экономические проблемы. Рецессия мировой экономики оказала влияние на Белоруссию. Преференции от нефтяного экспорта были направлены не на создание резервного фонда, а на поддержку традиционной структуры производства и осуществление программы государственной модернизации промышленных предприятий в расчёте на быстрый рост спроса, в первую очередь российского. Однако модернизированные предприятия так и не вышли на запланированную траекторию роста и не смогли вернуть государственные кредиты. ВВП Белоруссии по итогам 2020 г. снизился на 0,9 % в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом (Валовой внутренний продукт // Myfin). Политика полной занятости и контроля за рынком труда (кампания по борьбе с тунеядцами) не дала ожидаемых стимулов для создания высокопроизводительных рабочих мест. Однако эту задачу решал динамично развивающийся IT-сектор, пользующийся широкими налоговыми льготами и либеральным режимом ведения бизнеса.
9 августа 2020 г. Лукашенко вновь в 1-м туре выиграл уже 6-е президентские выборы (80,10 %). Его основная соперница, домохозяйка С. Г. Тихановская, набрала 10,12 % голосов. К выборам не были допущены бывший глава Белгазпромбанка В. Д. Бабарико и экс-дипломат, основатель Парка высоких технологий В. В. Цепкало. Летом – осенью 2020 г. в ряде крупных белорусских городов проходили акции протеста против официальных итогов президентских выборов. Фактически именно тогда впервые власть столкнулась с серьёзным кризисом легитимности. Президент смог разрешить его путём мобилизации своих сторонников на антипротесты и жёстких мер административно-полицейского характера.
27 февраля 2022 г. состоялся последний на данный момент республиканский референдум о внесении поправок в Конституцию, проведённый по инициативе президента. Во многом он стал реакцией на протесты 2020 г. По итогам референдума были сокращены некоторые полномочия президента и возвращено ограничение на право одному и тому же лицу занимать этот пост не более двух сроков. Кроме того, ВНС получило конституционный статус как «высший представительный орган народовластия» и обширные полномочия, включая вынесение вотума недоверия президенту и определение стратегических направлений внутренней и внешней политики страны. В качестве делегатов ВНС определены действующий и все бывшие президенты, представители всех ветвей республиканской власти, местных Советов, гражданского общества. Новацией стала частота проведения заседаний ВНС – не реже одного раза в год.
Экономическая ситуация после выборов 2020 г. остаётся сложной. ВВП в сопоставимых ценах в 2022 г. оказался ниже на 4,7 % 2021 г. Лукашенко объясняет эти сложности неблагоприятной мировой конъюнктурой и санкционным давлением Запада и не собирается радикально перестраивать сформировавшуюся экономическую модель.
Западные санкции
Итоги президентских выборов 2001, 2006, 2010, 2015 и 2020 гг. и республиканских референдумов 1996, 2004 и 2022 гг. не признаны США, Евросоюзом и ОБСЕ, а также белорусской оппозицией, которые считают их характер недемократическим, а результаты – сфальсифицированными. В 1997 г. Евросоюз отказался признавать итоги референдума 1996 г. и впервые ввёл санкции в отношении Белоруссии. 20 октября 2004 г. президент США Дж. Буш подписал Акт о демократии в Белоруссии, а 16 июня 2006 г. – административный указ о режиме чрезвычайного положения в отношении Белоруссии. Впоследствии американские экономические санкции систематически продлевались и расширялись. С 2006 г. Евросоюз неоднократно вводил персональные санкции в отношении Лукашенко и других представителей белорусской власти, обвиняя их в преследовании оппозиции и фальсификации выборов. Некоторое смягчение европейских санкций произошло в 2015–2016 гг. во время улучшения отношений с Евросоюзом. Однако 24 июня 2021 г. Евросоюз ввёл против Белоруссии секторальные санкции, которые затронули не менее 13 % всего белорусского экспорта в Евросоюз. К санкциям Евросоюза и США в разные годы присоединялись Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Швейцария, Норвегия, Албания, Исландия, Северная Македония, Черногория, Украина и ряд других государств.
Внешняя политика
Ещё в период депутатской деятельности в Верховном Совете 12-го созыва проявил себя как убеждённый поборник государственного суверенитета и независимости Республики Беларусь. В мае 1991 г. был в составе парламентского меньшинства, голосовавшего за придание Декларации о суверенитете Белорусской ССР статуса конституционного закона. Однако приверженность независимому белорусскому государству у Лукашенко всегда сочеталась с поддержкой интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В сентябре 1993 г. на Конгрессе народов Белоруссии прямо заявил, что «единственный шанс для спасения от гибели – создание единого государства с бывшими республиками СССР, прежде всего с Россией...».
С момента вступления в должность президента немедленно приступил к выполнению своих предвыборных обещаний о сближении с РФ. Был инициатором подписания Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией (6 января 1995) и Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (21 февраля 1995). Вместе с президентом РФ Б. Н. Ельциным последовательно продвигал идею союзного государства. Ими поэтапно были подписаны Договор о создании сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996), Договор о Союзе Белоруссии и России (2 апреля 1997), Договор о создании Союзного государства (8 декабря 1999). Проводит политику, направленную на активное участие Белоруссии во всех интеграционных проектах на постсоветском пространстве – в Содружестве Независимых Государств, в Организации Договора о коллективной безопасности, в Евразийском экономическом союзе.
Осуществляя серьёзные шаги, направленные на политическое, экономическое и военное сближение с Российской Федерацией, подчёркивает незыблемость белорусского государственного суверенитета и исключает идею вхождения Белоруссии в состав РФ. Выступает за равноправный союз двух государств, а не единое государство.
На других внешнеполитических направлениях декларирует политику многовекторности. Главными векторами в настоящее время официально определены (в порядке приоритетности): Российская Федерация, Китайская Народная Республика, интеграционные образования на постсоветском пространстве, страны «дальней дуги» (Азия, Африка, Латинская Америка), коллективный Запад (Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь // Министерство иностранных дел Республики Беларусь).
До февраля 2022 г., пока Белоруссия из-за политической и военно-технической поддержки Специальной военной операции на Украине не попала под режим широкомасштабных западных рестрикций, ставил задачи правительству по диверсификации внешней торговли Белоруссии примерно в равных долях между Россией, Западом и государствами остального мира. С 2022 г. происходит трансформация отношений Белоруссии с ЕС и США – из партнёрских и взаимовыгодных (по более ранней оценке самого Лукашенко) они приняли форму жёсткого противостояния. В этих условиях провозгласил курс на ещё большее сближение с РФ, а также ищет возможности углубления связей с КНР и другими государствами потенциальной антизападной коалиции. В марте 2023 г. договорился с президентом РФ В. В. Путиным о размещении на территории Белоруссии российского тактического ядерного оружия. В июне 2023 г. сыграл важную роль в урегулировании конфликта между российскими властями и руководителем группы «Вагнер» Е. В. Пригожиным, выступившим с «Маршем справедливости» к Москве.
Взгляды
С середины 1990-х гг. Лукашенко оценивает развал СССР как катастрофу и восстанавливает на практике многие элементы советской политической системы: ВНС как аналог съездов КПСС, контроль государства над Федерацией профсоюзов, государственные молодёжная (БРСМ) и детская (пионерия) организации, участие трудовых коллективов в электоральных кампаниях, юридический статус государственной идеологии. Негативно высказывается о приватизации и выступает за усиление роли государства в экономике. В современной экономике Белоруссии государственный и частный секторы представлены примерно поровну, однако политика президента обеспечивает руководящую роль государства. В частности, при нём в управлении хозяйственными обществами вводилась институция «золотой акции», принадлежащей государству, регулярно применяются административные запреты на повышение розничных цен, исполнительная «вертикаль» является распорядителем всех земель, огромная роль в экономике отводится контролирующим и фискальным органам. Социально-экономическая политика Лукашенко представляет собой пример классической патерналистской модели.
Награждён российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2001) и Александра Невского (2014), многими иностранными орденами и наградами Русской православной церкви.