Поездки Б. Н. Ельцина в общественном транспорте
Поездки Б. Н. Ельцина в общественном транспорте. Заняв пост 1-го секретаря МГК КПСС 24 декабря 1985 г., Б. Н. Ельцин начал борьбу с привилегиями номенклатуры и коррупцией. Свою позицию он иллюстрировал поездками на общественном транспорте, а также походами в обычные поликлиники. Некоторые современники воспринимали это как способ заработать популярность среди жителей Москвы на фоне партийных функционеров и чиновников, ездивших на служебных автомобилях и посещавших медицинские учреждения с более высоким уровнем обслуживания.
Позднее Ельцин вспоминал: «Я уже говорил, Москва задыхалась от перегруженности. Мне захотелось убедиться воочию, а не только по статотчетности, что ситуация с транспортом сложилась крайне напряженная. Ставил себе задачу не просто проехать в метро, автобусе, пусть даже в час пик, а захотел, так сказать, на своих боках прочувствовать, как москвичи добираются до места работы. <…> Реакция Политбюро на эти мои путешествия в общественном транспорте была своеобразная. Явно, вслух, неодобрения никто не выражал, но отголоски раздражения до меня докатывались. Потом, когда настала пора критики в мой адрес, все, что накопилось, было выплеснуто. Поездки в метро и автобусах были названы завоеванием дешевого авторитета» (Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему. Москва, 1990. С. 53).
Поездки Б. Н. Ельцина в общественном транспорте не только обсуждались среди москвичей, но и привлекали внимание СМИ, которые не раз размещали на страницах своих изданий его фотографии в трамвае и троллейбусе среди пассажиров. Жители Москвы часто рассказывали друг другу, что лично видели Ельцина в автобусе. Один из «ельцинских» троллейбусов хранится в экспозиции Ельцин-центра (Медведев Р. Разрушитель на троне // Историк. 2021. № 74).
Во время президентской предвыборной кампании 1991 г. Ельцин, обретший существенную поддержку среди элит и прессы, уже меньше прибегал к подобным жестам, хотя регулярно проводил «встречи с народом» на предприятиях, объектах городской инфраструктуры и в других местах. В 1993 г. он совместно с председателем Правительства РФ В. С. Черномырдиным посещал московское метро, но уже без контакта с городскими жителями, а в окружении чиновников.
Последняя широко освещённая поездка президента в общественном транспорте состоялась в июне 1996 г. В ходе предвыборной кампании Ельцин прибыл с визитом в Новосибирск, где обсудил планы строительства городского метрополитена с руководством института «Новосибметропроект». Также он спустился в метро в качестве пассажира, где провёл неформальную встречу с горожанами.