Государственный комитет по чрезвычайному положению
Госуда́рственный комите́т по чрезвыча́йному положе́нию (Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР; ГКЧП СССР), самопровозглашённый орган власти, действовавший в СССР 18–21 августа 1991 г. Образован группой членов высшего руководства страны, пытавшейся противодействовать подписанию нового союзного договора. Создан и распущен в ходе Августовского кризиса 1991 г.
Предпосылки
Возможность введения чрезвычайного положения в СССР предусматривалась Законом «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 3 апреля 1990 г. Согласно ему, Верховный Совет СССР обладал исключительным правом на объявление чрезвычайного положения на территории всей страны, тогда как его введение в отдельных местностях могло осуществляться Президентом СССР и Верховным Советом соответствующей союзной или автономной республики.
Весной 1991 г. идея введения чрезвычайного положения стала чаще обсуждаться в союзных органах власти. Позиция президента СССР М. С. Горбачёва оставалась двойственной: не исключая целесообразности введения чрезвычайного положения в ближайшее время, он настаивал на ограниченном применении предлагаемых мер.
В этих обстоятельствах часть союзного руководства, обеспокоенная перспективами подписания нового союзного договора, предприняла шаги по подготовке чрезвычайного положения независимо от президента. В апреле 1991 г. председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А. И. Тизяков разработал проект указа о введении чрезвычайного положения и создании Временного комитета управления СССР. В данный орган власти должны были войти: секретари ЦК КПСС О. С. Шенин и О. Д. Бакланов, руководитель аппарата Президента СССР В. И. Болдин, министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Т. Язов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, 1-й секретарь Московского городского комитета КПСС Ю. А. Прокофьев, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев.
Летом 1991 г. определённые шаги, связанные с возможным введением в стране чрезвычайного положения, предпринял председатель КГБ СССР В. А. Крючков. Он достиг договорённостей о совместных действиях с руководством МВД СССР и Вооружённых сил СССР, а также поручил своему ведомству составить прогноз и разработать несколько планов на случай введения чрезвычайного положения. Обеспечить легитимность будущему органу власти (именно тогда его название сменилось на ГКЧП) должно было членство в нём вице-президента СССР Г. И. Янаева и премьер-министра СССР В. С. Павлова, а также поддержка председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянова.
Президент М. С. Горбачёв получал сведения о готовящемся против него заговоре из разных источников (включая сообщения от посла США Дж. Мэтлока), однако решительных действий не предпринимал.
15 августа были готовы основные документы ГКЧП, а 17 августа состоялась встреча членов будущего комитета, в которой приняли участие В. А. Крючков, Д. Т. Язов, В. И. Болдин, О. С. Шенин и О. Д. Бакланов. Было принято решение добиться поддержки или невмешательства Президента СССР, поставив его перед фактом введения чрезвычайного положения. 18 августа делегация во главе с О. С. Шениным отправилась с этой целью в Форос, в резиденцию Горбачёва. По итогам этой встречи президент оказался изолирован от внешнего мира.
Создание и основные документы ГКЧП
О создании ГКЧП было официально объявлено утром 19 августа по радио и телевидению. В преамбуле «Заявления ГКЧП» утверждалось, что президент СССР М. С. Горбачёв не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья и, согласно статье 127.7 Конституции СССР, его полномочия переходят к вице-президенту СССР Г. И. Янаеву. Введение чрезвычайного положения осуществлялось «в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса» и «исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик». Срок чрезвычайного положения составлял 6 месяцев. В заявлении декларировалось безусловное верховенство Конституции СССР и Законов Союза ССР, а также подчёркивалась обязательность решений ГКЧП для соблюдения всеми органами власти и гражданами СССР.
В состав комитета вошли: 1-й заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А. И. Тизяков, министр обороны СССР Д. Т. Язов и и. о. Президента СССР Г. И. Янаев.
В «Обращении к советскому народу» указывалось, что политика реформ М. С. Горбачёва «зашла в тупик», а власть «потеряла доверие населения». Члены ГКЧП утверждали свою верность существующему конституционному строю, обвиняя «экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза», в совершении антиконституционного переворота и разрушении сложившихся политических и экономических связей. ГКЧП заявлял о своём намерении провести «широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора» и «незамедлительно восстановить законность и правопорядок». Несмотря на критику перестройки, выражалась приверженность демократическим ценностям и многоукладной экономике. Текст обращения завершался призывом к гражданам СССР «осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку» ГКЧП, внести конструктивные предложения по выходу из кризиса.
Следующим документом, зачитанным 19 августа, стало постановление ГКЧП № 1. Всем органам власти и управления СССР, союзных и автономных республик, краёв, областей, городов, районов, посёлков и сёл предписывалось обеспечить соблюдение режима чрезвычайного положения. Среди установленных мер были: расформирование структур власти и управления, а также военизированных формирований и отмена законов и решений органов власти и управления, противоречащих союзному законодательству, приостановка деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, «препятствующих нормализации обстановки», изъятие огнестрельного оружия у населения, запрет митингов, шествий и демонстраций, возможность введения комендантского часа, взятие под контроль и охрану важнейших государственных и хозяйственных объектов силами прокуратуры, МВД, КГБ и Министерства обороны, контроль над СМИ специально создаваемым органом при ГКЧП, инвентаризация всех наличных ресурсов продовольствия и товаров первой необходимости и т. д.
Контролю над СМИ было посвящено постановление ГКЧП № 2, содержавшее установленный перечень центральных московских городских, областных общественно-политических изданий, которые могли продолжать свою работу. В него вошли следующие газеты: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь». Выпуск прочих газет приостанавливался до особого распоряжения.
События 19–21 августа
Утром 19 августа во исполнение указов вице-президента СССР и постановлений ГКЧП в Москву были введены армейские части, которые должны были взять под контроль административные здания, основные печатные органы и мосты. Руководство РСФСР во главе с президентом Б. Н. Ельциным признало действия ГКЧП незаконными и призвало граждан России ко всеобщей бессрочной забастовке. В центре города образовалось несколько очагов протеста, главным из которых стала резиденция Верховного Совета РСФСР – Белый дом. Протестующие сооружали баррикады, блокировали продвижение военной техники и готовились к отражению штурма Белого дома.
Вечером того же дня состоялась пресс-конференция ГКЧП. Члены комитета отвечали на вопросы сдержанно и уклончиво, избегая неудобных тем для обсуждения. В частности, не был дан однозначный ответ о состоянии здоровья М. С. Горбачёва. Более того, в своих заявлениях Г. И. Янаев подчёркивал благожелательное отношение к нему и готовность к дальнейшей совместной работе, при этом охарактеризовав политику перестройки как провальную. По итогам пресс-конференции члены комитета не смогли убедить прессу в готовности к решительным действиям и сформировать о себе положительное общественное мнение.
Дальнейшие действия ГКЧП продемонстрировали нерешительность и неуверенность членов комитета. Принимавшиеся ими меры в лучшем случае представляли собой запоздалую реакцию на действия российского руководства, при этом не был отлажен механизм их реализации. В результате утром 21 августа армейские части покинули Москву, а через несколько часов делегация ГКЧП вылетела в Форос к М. С. Горбачёву за консультациями.
Судьба членов ГКЧП
Впоследствии как союзные, так и российские власти охарактеризовали действия комитета как попытку государственного переворота. Уже 21 августа Президиум Верховного Совета СССР признал все действия ГКЧП незаконными и потребовал немедленного роспуска комитета, генеральный прокурор РСФСР В. Г. Степанков дал санкцию на арест всех его членов, а Генеральная прокуратура СССР возбудила в отношении членов ГКЧП уголовное дело. На следующий день Президиум Верховного Совета СССР дал согласие на заключение под стражу членов ГКЧП – народных депутатов СССР О. Д. Бакланова и В. А. Стародубцева, а также народных депутатов В. И. Болдина, О. С. Шенина и генерала армии В. В. Варенникова. Кроме того, в тот же день указами Президента СССР были освобождены от своих должностей премьер-министр В. С. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков и министр обороны Д. Т. Язов. 23 августа все члены ГКЧП (за исключением совершившего самоубийство Б. К. Пуго) и несколько их сторонников были помещены в следственный изолятор «Матросская тишина». Им были предъявлены обвинения по ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР – «измена Родине».
26 января 1993 г. члены ГКЧП были освобождены под подписку о невыезде в соответствии с обвинительным заключением (за исключением В. А. Стародубцева, освобождённого по состоянию здоровья в июне 1992).
14 апреля 1993 г. военная коллегия Верховного суда России открыла судебный процесс по делу ГКЧП. На суде присутствовали 12 обвиняемых – члены ГКЧП и их ближайшие сторонники: Г. И. Янаев, А. И. Лукьянов, В. С. Павлов, В. А. Крючков, Д. Т. Язов, О. Д. Бакланов, генерал армии В. В. Варенников, генерал-лейтенант Ю. С. Плеханов, генерал-майор В. В. Генералов и А. И. Тизяков. Процесс длился почти год и стал предметом пристального внимания со стороны общественности, однако завершён не был, поскольку 23 февраля 1994 г. Государственная дума объявила амнистию участникам Августовского кризиса 1991 г. и Октябрьского кризиса 1993 г., действие которой распространялось и на членов ГКЧП. 1 марта 1994 г. подсудимым было объявлено об амнистии. Большинство участников процесса приняло её, хотя и настаивало на своей невиновности (уголовное дело в отношении них было прекращено в мае 1994). Исключением стал В. В. Варенников, отказавшийся от амнистии и оправданный судом за отсутствием состава преступления в августе 1994 г.