Черномырдин Виктор Степанович
Черномы́рдин Ви́ктор Степа́нович (9.4.1938, село Чёрный Отрог Гавриловского района, ныне Саракташского района Оренбургской области – 3.11.2010, Москва), советский партийный и государственный, российский государственный и политический деятель, дипломат, чрезвычайный и полномочный посол (2003). Окончил Куйбышевский политехнический институт (1966), Всесоюзный заочный политехнический институт (1972).
Биография до 1992 г.
Работал машинистом, оператором, начальником технологической установки на Орском нефтеперерабатывающем заводе (1960–1967). Член КПСС (1961–1991).
В 1967–1973 гг. на партийной работе – инструктор, заместитель заведующего, заведующий (1972–1973) промышленно-транспортным отделом Орского городского комитета КПСС.
Директор Оренбургского газоперерабатывающего завода (1973–1978).
Инструктор Отдела тяжёлой промышленности ЦК КПСС (1978–1982).
Кандидат технических наук (1981).
Заместитель министра газовой промышленности СССР (1982–1985), начальник Всесоюзного промышленного объединения «Тюменгазпром» (1983–1985), министр газовой промышленности СССР (1985–1989). Депутат Верховного Совета СССР (1984–1989) и Верховного Совета РСФСР (1985–1990). Член ЦК КПСС (1986–1990).
В 1987 г., изучив опыт иностранных государственных газовых компаний (в первую очередь итальянской ENI), выступил с инициативой преобразования Министерства газовой промышленности СССР в государственный газодобывающий концерн «Газпром». Необходимость реорганизации объяснял деградацией министерских структур управления, потребностью в создании консолидированной, но автономной от правительства системы управления газовой отраслью. В Президиуме Совета Министров идея была встречена со скепсисом, но в качестве эксперимента Черномырдину было позволено осуществить реорганизацию министерства. Председатель правления «Газпрома» (1989–1992).
В 1990 г. выступал с критикой экономической программы «500 дней», поддерживал идею эволюционных преобразований.
Председатель Правительства РФ (1992–1998)
В мае 1992 г. указом президента РФ Б. Н. Ельцина назначен на пост заместителя Председателя Правительства РФ по топливно-энергетическому комплексу. Выступал за сохранение государственной монополии в газовом секторе и против отказа от регулирования цен на топливо и энергоносители.
В декабре 1992 г. вошёл в список кандидатов на пост Председателя Правительства РФ на 7-м Съезде народных депутатов (был сформирован после неоднократного отклонения кандидатуры Е. Т. Гайдара). По итогам рейтингового голосования набрал 621 голос и занял 2-е место после Ю. В. Скокова, но был утверждён съездом в должности по предложению Б. Н. Ельцина.
На посту Председателя Правительства РФ (14 декабря 1992 – 23 марта 1998) проявил себя сторонником умеренных рыночных реформ, направлял усилия на прекращение спада производства, борьбу с инфляцией и обеспечение бездефицитного бюджета. В качестве мер по разрешению экономического кризиса предлагал ликвидацию импортных дотаций и кредитов странам Содружества Независимых Государств, укрепление связей с Международным валютным фондом и Всемирным банком, ужесточение контроля над государственными расходами и кредитами, отмену субсидируемых кредитов убыточным предприятиям. Ключевую роль в российской экономике отводил топливно-энергетическому комплексу, приложив усилия к сохранению государственных монополий в этой отрасли.
Первой масштабной реформой правительства стала денежная реформа 1992–1993 гг. Её целью было создание новой валютной системы на территории РФ и прекращение притока рублей из стран СНГ. Реформа была проведена в 2 этапа: в 1992 г. в обращении появились банкноты Центрального банка РФ номиналом 5 тыс. и 10 тыс. руб., а в 1993 г. была выпущена новая серия банкнот с различными номиналами от 100 до 50 тыс. руб.; с 24 июля все денежные знаки СССР и банкноты образца 1992 г. изымались. Курс обмена советских рублей на российские составлял 1:1.
Постоянный член Совета Безопасности РФ (1992–1998).
В мае 1993 г. распоряжением Б. Н. Ельцина был введён в состав рабочей комиссии по доработке президентского проекта Конституции РФ. Летом 1993 г. председательствовал на Конституционном совещании. В ходе октябрьского кризиса 1993 г. занял сторону президента РФ Б. Н. Ельцина, поддержал принятие Указа № 1400 от 21 сентября «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».
В 1995 г. по поручению президента Б. Н. Ельцина сформировал Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» (НДР), на учредительном съезде 12 мая избран председателем движения. На выборах в Государственную думу РФ 1995 г. возглавлял список НДР (по итогам голосования отказался от мандата).
18 июня 1995 г. провёл телефонные переговоры с террористом Ш. С. Басаевым, в результате которых была достигнута договорённость об освобождении заложников (свыше 1200 человек), захваченных в г. Будённовск.
В ноябре – декабре 1995 г. руководил проведением залоговых аукционов. В рамках данных сделок Правительство РФ передавало пакеты акций государственных предприятий коммерческим банкам во временное пользование в обмен на кредиты, а в случае неуплаты – в собственность. В результате сделки в бюджет поступило 4 трлн руб. (задание по доходам от приватизации составляло 4,8 трлн руб.), а собственники банков возглавили крупные финансово-промышленные группы, положив начало российской «олигархии». Вместе с тем сумма кредитов составляла всего лишь 1,85 % доходов бюджета за 1995 г. Кроме того, критики реформы в Государственной думе указывали на фиктивный характер аукционов: утверждалось, что бюджетные средства перемещались с одного счёта на другой в уполномоченных банках Министерства финансов (в 2004 Счётная палата РФ провела собственное исследование итогов приватизации, которое подтвердило эти заявления, а также оценила стоимость залогов как заниженную по отношению к рыночной).
Заместитель председателя Совета обороны РФ (1996–1998). 5–6 ноября 1996 г. временно исполнял обязанности Президента РФ в связи с операцией на сердце у Б. Н. Ельцина.
В марте 1997 г. Ельцин, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию РФ, впервые подверг критике правительство Черномырдина за неисполнение обещаний по социальным вопросам и продолжающееся снижение уровня жизни. Сама фигура Черномырдина при этом не затрагивалась, но состав правительства претерпел изменения: 7 марта на должность 1-го заместителя председателя правительства был назначен А. Б. Чубайс, а 17 марта – Б. Е. Немцов (24 апреля также назначен министром топливной и энергетической промышленности).
Результатом назначения младореформаторов стало продолжение фактически приостановленной приватизации. 1 апреля 1997 г. Правительство РФ приняло постановление «О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества», которое внесло изменения в характер передачи государственных активов в частную собственность: отныне она допускалась лишь после реконструкции объекта за счёт ресурсов будущего собственника. Также был ужесточён контроль за поступлением средств от приватизации в доходную часть бюджета.
Одним из ключевых направлений деятельности младореформаторов стала борьба с естественными монополиями. В апреле 1997 г. они предприняли попытку разорвать трастовый договор с председателем правления «Газпрома» Р. И. Вяхиревым – утверждалось, что акции были переданы ему без конкурса и бесплатно. Черномырдин блокировал эту попытку и инициировал переговоры между Вяхиревым и Б. Е. Немцовым. Переговорный процесс длился до декабря 1997 г. и завершился подписанием договора лишь после вмешательства Б. Н. Ельцина. Условия договора были пересмотрены в сторону ограничения полномочий председателя правления «Газпрома», однако компания сохранила своё монопольное положение.
Летом 1997 г. Правительство РФ осуществило приватизацию ОАО «Связьинвест», повлёкшую за собой политический скандал с участием А. Б. Чубайса. Вскоре после этого началось очередное перераспределение обязанностей в правительстве: в ноябре 1997 г. Чубайс и Б. Е. Немцов лишились министерских постов, а в январе 1998 г. был существенно сокращён перечень их обязанностей в качестве первых заместителей председателя правительства. Таким образом премьер-министр вновь сосредоточил контроль над основными финансовыми потоками.
При содействии Правительства РФ была проведена денежная реформа 1998 г.: с 1 января была осуществлена деноминация рубля и начался обмен старых денежных знаков на новые в соотношении 1000:1. Власти учли ошибки прошлых лет и на протяжении всего 1998 г. старые банкноты обращались наравне с новыми, а обменять их без ограничений позволялось до конца 2002 г.
В середине 1998 г. президент Б. Н. Ельцин стал задумываться об отставке Черномырдина и передаче младореформаторам ключевых должностей. В своих воспоминаниях он высоко оценил способность премьер-министра к компромиссам, но отметил, что «компромисс между рыночными отношениями и советским директорским корпусом… сейчас уже невозможен». Кроме того, президент стал задумываться о фигуре потенциального преемника, указав, что для этой роли «нужен человек более сильный и молодой» (Ельцин Б. Н. Президентский марафон. Москва, 2008. С. 104).
Правительство Черномырдина осуществило ряд важнейших экономических реформ, однако колебалось между жёсткой финансовой политикой и инфляционным стимулированием промышленности. По этой причине результаты преобразований отличались противоречивостью. Переход к рыночным отношениям сопровождался резким падением основных показателей экономики РФ. За 1990–1996 гг. валовой внутренний продукт страны сократился более чем на ⅓, а продукция промышленности – почти в 2 раза. Ещё более резкое падение производства произошло в строительстве – объём капитальных вложений за счёт всех источников финансирования ежегодно уменьшался в среднем почти на 20 %, а ввод в действие основных фондов за данный период упал более чем в 4 раза. Нестабильная экономическая ситуация в стране негативно сказывалась на процессе воспроизводства основных фондов до 1998 г. Тем не менее к 1997 г. правительство смогло добиться положительного прироста ВВП (0,8 %) и обуздать инфляцию: если в 1992 г. она составляла 250,84 %, то уже в 1994 г. – 215,4 %, в 1996 г. – 21,87 %, а в 1997 г. – 11,03 %.
Деятельность после 1998 г.
23 марта 1998 г. президент РФ Б. Н. Ельцин отправил Правительство РФ в полном составе в отставку. В СМИ отмечалось, что она стала полной неожиданностью. Через несколько месяцев, в августе 1998 г., после разразившегося в стране финансового кризиса и последующей отставки правительства С. В. Кириенко, Черномырдин назначен исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ. Однако впоследствии Государственная дума дважды отказалась утвердить его кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ.
Специальный представитель Президента РФ по урегулированию ситуации вокруг Югославии (апрель – октябрь 1999). Принимал активное участие в переговорах по вопросам политического разрешения косовского кризиса и прекращения военных действий. Совместно с президентом Финляндии М. Ахтисаари представил президенту Югославии С. Милошевичу план мирного урегулирования конфликта, предполагавший капитуляцию Югославии и передачу Косово под контроль миротворческого контингента сил НАТО (принят югославской стороной 3 июня 1999).
Депутат Государственной думы (декабрь 1999 – май 2001) от одномандатного округа № 225 (Ямало-Ненецкий АО).
Председатель совета директоров ОАО «Газпром» (май 1999 – 2000).
В январе 2000 г. вступил во фракцию движения «Единство». В марте 2000 г. возглавил объединение депутатов «Энергия России», деятельность которого была направлена на поддержку топливно-энергетического комплекса страны.
На дипломатической работе (2001–2010)
Чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине и специальный представитель Президента РФ по развитию российско-украинских торгово-экономических связей (2001–2009). Назначение объяснялось ключевой ролью торгово-экономических связей в российско-украинских отношениях и личными контактами Черномырдина в деловых кругах обеих стран. Наибольших успехов в своей деятельности добился в период президентства Л. Д. Кучмы (до 2005), с которым его связывали доверительные отношения.
Посольская работа Черномырдина получила неоднозначные оценки в России и на Украине. Сожаление о его уходе выразили представители Партии регионов, тогда как сторонники Ю. В. Тимошенко охарактеризовали смену посла как своевременную. Сторонники В. А. Ющенко оценили его деятельность негативно. Российские исследователи отмечали способность Черномырдина к установлению прямых неформальных контактов и связывали с его именем развитие российско-украинских деловых связей, особенно в газовой сфере, и широкомасштабного гуманитарного и культурного сотрудничества. Среди недостатков они выделяли отсутствие единой линии поведения в отношениях с Киевом, из-за чего зачастую приходилось прилагать много сил к разрешению возникавших во взаимодействии с Украиной противоречий.
Советник Президента РФ, представитель по вопросам экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ (2009–2010).
Оценки
По мнению Е. М. Примакова, Черномырдин «уберег страну от захватывающей все и вся волны неолиберализма». По словам президента РФ В. В. Путина, Черномырдин «был действительно руководителем, политиком государственного и, без всякого преувеличения, исторического масштаба. Ярким и сильным человеком, настоящим тружеником, созидателем. Он брал на себя ответственность и делал дело. Стремился во всем служить нашей стране и нашему народу. Во многом благодаря его взвешенности, дальновидности, хозяйской рачительности в сложнейший период 90-х годов удалось сохранить и сберечь кадровый, технологический потенциал промышленности, ТЭКа, других индустриальных отраслей».
Широкую известность получили самобытные высказывания Черномырдина, многие из которых стали афоризмами («черномырдинки») в связи с присутствием речевых алогизмов («Хотели как лучше, а получилось как всегда», «Мы с вами так будем жить, что наши дети и внуки завидовать станут!», «Какую бы общественную организацию мы ни создавали – получается КПСС», «Я бы не стал ставить эти вопросы так перпендикулярно» и т. д.).
Почётный профессор Самарского государственного технического университета (1995), Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1997), Словацкого технического университета (1997), Бриджпортского университета в США (1999), Ленинградского государственного областного университета (1999), Московского государственного открытого университета (2002). Почётный доктор Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова (2003).
Почётный гражданин г. Будённовск (1999). Почётный гражданин Оренбургской области (2018, посмертно).
Награждён орденами «Знак Почёта» (1974), Трудового Красного Знамени (1979), Октябрьской Революции (1986), Дружбы (2003), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» [2-я степень (1998), 3-я степень (2008), 1-я степень (2009), 4-я степень (2010)], рядом иностранных орденов и наград Русской православной церкви.
Похоронен на Старой территории Новодевичьего кладбища в Москве.
Историческая память
Имя Черномырдина носят Московский государственный открытый университет (2011), Сургутский завод по стабилизации конденсата (2011), дизель-электрический ледокол (2016), аэропорт Надым (2023).
В 2011 г. в родном селе В. С. Черномырдина Чёрный Отрог открыт Историко-мемориальный музей.