Права человека и гражданина третьего поколения
Права́ челове́ка и граждани́на тре́тьего поколе́ния, права на экономическое и социальное развитие в концепции поколений прав человека. Опосредуют отношения между социальными общностями, прежде всего этническими. Это коллективные права, принадлежащие не отдельным людям, а их устойчивым, исторически сложившимся сообществам, и реализуемые не индивидуально, а совместно. Права третьего поколения можно рассматривать как своеобразную проекцию, экстраполяцию индивидуальных прав человека на взаимоотношения социальных общностей; они обеспечивают юридизацию (правовой характер) этих взаимоотношений и таким образом выражают притязания человека на свободу в социальной жизни, в данном случае свободу социальной самоорганизации, коллективного самоопределения.
У прав третьего поколения специфический субъект – нация как особая социальная общность, образующая субстрат государства. Нация – это сообщество людей, связанных общностью языка, религии, обычаев и традиций, материальной культуры, особенностей быта, психологического склада (стереотипов поведения), исторической (в том числе политической) судьбы, территории проживания и т. п. Ни один из этих признаков не является ни необходимым, ни достаточным для идентификации нации, но именно они в той или иной мере, в той или иной комбинации в зависимости от условий формирования нации обусловливают осознание принадлежащими к ней лицами своей идентичности (особости, неповторимости) и противоположности в связи с этим всем иным нациям, что и выступает главным и безусловным нациообразующим признаком.
Достаточная развитость нации порождает у неё притязание на самоопределение – культурное, социально-экономическое и, в конце концов, политическое, влекущее за собой политико-территориальное обособление от других наций. Естественное стремление этносов противопоставить себя другим этносам особенно наглядно проявляется в их стремлении к созданию своей организации политической власти. В условиях правового международного общения такое естественное стремление признаётся как естественное право народов на политическое самоопределение.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций, одобренная резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г., называет следующие способы осуществления народом права на самоопределение: создание суверенного и независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса, свободно определённого народом. В реализации данного права проявляется свобода нации создавать или не создавать свою государственную (политическую) организацию. И эта свобода, будучи правовой, всегда ограничена свободой других субъектов, в данном случае свободой других наций и лиц (людей), её (нацию) образующих. При его реализации не допускается нарушение прав человека и права на самоопределение других наций.
Реализация права на самоопределение имеет свои сложности в связи с необходимостью уважения государственного суверенитета. Декларация о принципах международного права устанавливает, что принцип самоопределения народов не должен толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к расчленению, к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи. Поэтому осуществление права национального меньшинства на внешнее политическое самоопределение возможно лишь с согласия государства, в составе которого оно находится. Но такое выделение по обоюдному согласию скорее исключение, чем правило. Обычно государства препятствует сецессии. Многие современные конфликты в Европе обусловлены тяжёлыми политическими противоречиями между элитами – Грузии и Южной Осетии и Абхазии, Молдавии и Приднестровья, Испании и Каталонии, и в каждом случае международно признанное государство препятствовало самоопределению этих регионов. Кроме этого, на территориях бывших советских республик вспыхивали войны и межэтнические конфликты, в результате которых тысячи людей были убиты или ранены, а десятки тысяч стали вынужденными переселенцами.
Более прагматичным является решение проблемы с помощью реализации национальными меньшинствами права на «внутреннее» политическое самоопределение, то есть возможность получить самоуправление в рамках данного государства. Отказ в обеспечении права нации на внутреннее политическое самоопределение, особенно если он сопряжён с нарушением прав лиц, принадлежащих к данной нации (их дискриминацией по этническому, языковому, религиозному и т. п. признакам), является правовым основанием для сецессии (реализации права на внешнее политическое самоопределение) вопреки воле суверенного государства. И даже в случае силового решения данной проблемы нация, притязающая на самоопределение, может рассчитывать на политическую и юридическую поддержку мирового сообщества (международное признание вновь созданного государства).
Формирование нации исторически связано с определённой территорией, и реализовать свое право на политическое самоопределение нация стремится на территории, которая является для неё исторической родиной. Отсюда вытекает право нации на историческую родину. Неразрешимые (с правовой точки зрения) проблемы возникают, когда на одну и ту же территорию как на свою историческую родину претендует две (или более) нации (Палестина, Косово). К сожалению, пока такого рода конфликты решаются сугубо силовым путём. Но в целом изменение государственных границ в современном мире должно быть следствием политического самоопределения наций. Самоопределение нации преследует цель наилучшего обеспечения прав и свобод человека. Поэтому обязанность подчинения государственной власти обусловливается уважением ею прав и свобод человека. В противном случае у народа возникает естественное право на неповиновение правонарушающей власти, выражающееся в том числе и в незаконных и неконституционных действиях. Эти действия могут представлять собой мирное, ненасильственное сопротивление населения политике властей, неподчинение установленному порядку управления (гражданское неповиновение), а могут приобретать и более радикальный характер, вплоть до восстания.
Права третьего поколения – право нации на самоопределение и вытекающие из него право на историческую родину и право на сопротивление правонарушающей власти – опосредуют отношения между социальными общностями (международные отношения), поэтому их гарантом, как правило, является не государство, у которого возникает конфликт интересов, а мировое сообщество, заинтересованное в поддержании правового характера существующего миропорядка.
К правам третьего поколения относят и т. н. право народа на экономическое и социальное развитие – по сути, обязанность передовых стран Европы и Америки оказывать помощь в социально-экономическом и культурном развитии тем народам Африки, Азии и Латинской Америки, которые по ряду причин живут в условиях, не соответствующих современным представлениям о человеческом достоинстве. Собственно, реализация права на самоопределение в мировой практике началась после Второй мировой войны с Африканского континента. Это политическое решение было принято несмотря на то, что народы этих стран не были готовы к самостоятельному управлению, хотя и получили государственный суверенитет и формальное признание международного сообщества. Проект не считается удачным из-за череды этнических войн, геноцида национальных меньшинств, краха государственной власти (failed state), хотя в последнее время наблюдается прогресс в экономическом и социальном развитии многих африканских государств. Этот пример показывает, что право на самоопределение нуждается в более чётких и объективных критериях, которые бы указывали, при каких условиях в праве на самоопределение не может быть отказано (например: политическая зрелость элиты и экономическая независимость).