Парижский клуб
Пари́жский клуб, неформальный межправительственный институт, специализирующийся на пересмотре условий погашения и изменения структуры государственных долгов стран-заёмщиков перед странами-кредиторами и выработке рекомендаций по их решению.
Парижский клуб стал проводить регулярные встречи в столице Франции только с 1978 г. – после переговоров по вопросам долга, проходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД. Парижский клуб не имеет постоянного членства, организационной структуры и открыт для всех кредиторов, одобряющих его практическую деятельность и методы работы. В качестве постоянных кредиторов в течение многих лет выступали Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. Кроме того, на нерегулярной основе в качестве кредиторов выступали и такие страны, как Аргентина, Бразилия, Новая Зеландия, Турция и ЮАР, которые вместе с тем прибегали к услугам Парижского клуба, когда у них возникали проблемы с возвратом выданных кредитов.
За период с 1956 и до 2021 гг. в рамках Парижского клуба было заключено более 450 соглашений с почти 100 странами Европы, Азии, Америки и Африки на общую сумму более 600 млрд долл. США. Парижский клуб ставит своей основной задачей возможно максимальное сокращение обязательств стран-должников перед странами-кредиторами, ослабление долговой проблемы путём реструктуризации задолженности. Важнейший принцип деятельности Парижского клуба – обусловленность реструктуризации долга той или иной страны обязательством осуществления ею политики развития своего национального хозяйства.
Все решения в Парижском клубе принимаются только с общего согласия (консенсусом). Страну-должника на прямых переговорах представляет министр финансов или председатель центрального банка, страну-кредитора – официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел. Согласно многолетней практике, представители стран-кредиторов и стран-должников подписывают текст достигнутой договорённости, зафиксированный в согласованном протоколе. Последний носит рекомендательный характер: в нём содержится предложение странам-кредиторам и стране-должнику провести также переговоры о заключении двусторонних соглашений о возможном пересмотре условий погашения долга. Положения протокола сами по себе не имеют юридической силы. Однако страны-кредиторы и страна-должник впоследствии обязаны включить основные пункты указанного протокола в двустороннее соглашение, которое и будет иметь обязательную юридическую силу.
Парижский клуб тесно сотрудничает с Международным валютным фондом (МВФ), который имеет статус «институционального наблюдателя» в нём, а также с Европейским союзом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими структурами, также имеющими аналогичный статус. Так, если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности, начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, то клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. Россия вступила в Парижский клуб в 1997 г.