Австрия. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра А́встрии. Музыка Австрии развивалась по пути объединения традиций местного населения и многих соседних народов: немцев, чехов, венгров, поляков, румын, южных славян. Центрами профессиональной музыкальной культуры в 9–12 вв. служили монастыри (Святого Петра в Зальцбурге и др.). Большую роль в формировании придворных капелл и цеха городских музыкантов сыграли шпильманы. С середины 12 в. развивалось искусство миннезингеров. Поэт и композитор австрийского или немецкого происхождения, известный как Зальцбургский монах (работал в последней трети 14 в. при дворе зальцбургского архиепископа Пилигрима II), – автор новаторских паралитургических духовных и светских лирических песен (более 100 стихотворений на ранненововерхненемецком языке, все сохранились с музыкой, в нескольких случаях – многоголосной).
В эпоху Возрождения центром профессиональной музыки была императорская придворная капелла в Вене, в которой служили крупные представители франко-фламандской школы Х. Изак и Ф. де Монте (также капельмейстер), ученик Изака Л. Зенфль. Из местных музыкантов выделился П. Хофхаймер – искусный органист, автор полифонических песен (Lied). Работавший в Австрии немецкий композитор В. Шмельцль составил сборник песен «Доброе, необычайное и искусное немецкое пение» («Guter, seltzamer, und künstreicher teutscher Gesang», 1544), среди которых – лирические и застольные кводлибеты.
Музыку к спектаклям театра Венской коллегии иезуитов (открылся в 1620) писали И. К. Керль, Ф. Т. Рихтер и др. Музыкально-драматические постановки театра, т. н. кайзершпили, предшествовали первым оперным спектаклям, которые ставились в Хелльбрунне (театр под открытым небом) и в театре бенедиктинского университета в Зальцбурге. В середине 17 в. в Вене была сформирована итальянская придворная оперная труппа, одна из первых постановок – «Ариадна, покинутая Тезеем» Ф. Бонакосси (1641); здесь ставились оперы итальянских композиторов Ф. Кавалли, М. А. Чести, К. Монтеверди. При дворе архиепископа Зальцбургского работал один из крупнейших композиторов барокко Г. И. Ф. фон Бибер, прославившийся экспериментальной программной музыкой («Розенкранц-сонаты» – цикл из 15 скрипичных сонат на евангельские сюжеты с финальной пассакалией, около 1674; 13-частная скрипичная сюита «Sonata representativa», 1669) и 53-голосной «Зальцбургской мессой» (1682) – самым масштабным церковным сочинением того времени. В Венской придворной капелле работал И. Г. Шмельцер (скрипач с 1649, капельмейстер с 1679) – автор скрипичных сонат и различных камерных ансамблей. В 1708 г. в Вене был построен новый придворный театр, где наряду с итальянскими певцами выступали австрийские. Пышный барочный стиль отличал постановки опер И. Й. Фукса, пользовавшегося также славой церковного композитора и теоретика. С 1711 г. в «Кернтнертортеатре» (Kärntnertortheater, построен в 1708, открыт в 1709) ставились спектакли венской музыкальной комедии, которыми руководил Й. А. Страницкий. Весомый вклад в развитие оперной драматургии внесли работавшие в Вене итальянские либреттисты А. Дзено и П. Метастазио, композиторы Ф. Конти и А. Кальдара. В Вене последние годы жизни провёл А. Вивальди.
В середине 18 в. музыка приобрела ведущую роль в культурной жизни Австрии. Открывались аристократические домашние театры и капеллы, театры в предместьях Вены, включая «Леопольдштадттеатр» (Leopoldstadttheater, 1781), концертные объединения. Распространилась развлекательная инструментальная музыка – дивертисменты, серенады. Музыкальным центром Вены в эпоху Просвещения стал «Бургтеатр», где устраивались симфонические концерты («академии»), ставились драматические и оперные спектакли. Австрийский зингшпиль как национальная разновидность комической оперы окончательно утвердился после создания в 1778 г. придворной австрийской оперной труппы (открыла сезон зингшпилем «Рудокопы» И. Умлауфа). Образцы жанра – в творчестве К. Диттерсдорфа, П. Враницкого, В. Мюллера, И. Шенка, Й. Гайдна, вершина – «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1791). В 1771 г. под руководством капельмейстера Венского театра Ф. Гасмана сформировалось первое в Австрии объединение профессиональных музыкантов (Пенсионное общество для вдов и сирот австрийских музыкантов, Pensionsverein für Witwen und Waisen österreichischer Tonkünstler; позднее – Общество музыкантов, Tonkünstler-Societät), дававшее публичные концерты. С 1781 г. в Вене проводились любительские концерты, в которых принимал участие Моцарт.
С 1730-х гг. в Вене работали предшественники венской классической школы, сформировавшейся во 2-й половине 18 в., – Готлиб Муффат, Г. К. Вагензейль, М. Г. Монн, И. Г. Ройтер и другие музыканты. Творчество видного представителя музыкально-театрального классицизма К. В. Глюка близко исканиям венских классиков – Гайдна, Моцарта, Л. ван Бетховена. Создатель классического инструментального стиля – Гайдн, в сочинениях которого утвердились 4-частный сонатно-симфонический цикл, исполнительский состав, тип тематизма («Лондонские симфонии», струнные квартеты, клавирные сонаты и др.). Опера повлияла на развитие жанров симфонии, инструментального ансамбля, концерта, сонаты в творчестве Моцарта (симфонии № 39, № 40, № 41 – все 1788, и др.). Шедевры музыкальной классики – оперы «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» Моцарта (1787) до настоящего времени не утратили своего значения. Творчество Бетховена, продолжившего намеченные Гайдном и Моцартом тенденции в симфониях, квартетах, концертах, сонатах, переросло рамки венской классической школы и стало одной из основ развития европейской музыки 19 в. Австрийская духовная музыка развивалась в творчестве И. Г. Альбрехтсбергера, Й. Гайдна и И. М. Гайдна; вершинные достижения – Реквием и Месса c-moll Моцарта, Торжественная месса Бетховена.
В начале 19 в. совершился переход от придворно-аристократических форм культивирования музыки к демократическим. В 1812 г. в Вене основано Общество друзей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde), в 1817 г. – консерватория при нём, в 1818 г. – Общество поддержки музыки в Инсбруке (Verein zur Beförderung der Tonkunst) и школа музыки при нём (ныне Тирольская государственная консерватория), в 1815 г. – Музыкальное общество в Штирии (Musikverein für Steiermark, Грац), ряд концертных организаций, музыкальных издательств. В Вене выступали выдающиеся скрипачи И. Шуппанциг, Й. Бём, пианисты И. Н. Гуммель, С. Тальберг, певец И. М. Фогль. Развивалось бытовое музицирование (в том числе мужские хоровые общества – лидертафели), появились танцевальные (бальные и садовые) оркестры. С 1819 г. началось активное собирание фольклора. Романтизму со свойственным его представителям повышенным интересом к народно-национальным традициям во многом обязана своим расцветом австро-немецкая песня (Lied), мастером которой был Ф. Шуберт. Образцы раннего романтического симфонизма – его симфонии № 8 (1822) и № 9 (1828).
Сочетание черт классического стиля и романтизма характерно для многих композиторов 2-й половины 19 в., в том числе для немца И. Брамса (считавшего Вену своей второй родиной), А. Брукнера. Новым этапом в развитии австро-немецкой песни стало творчество X. Вольфа. Популярные авторы танцевальной музыки, главным образом венского вальса, – Й. Ланнер, И. Штраус-отец и И. Штраус-сын. В последней трети 19 в. на основе богатой традиции развлекательной музыки родилась венская оперетта, классические образцы которой – «Прекрасная Галатея» Ф. фон Зуппе (1865), «Летучая мышь» И. Штрауса-сына (1874), более поздние – «Весёлая вдова» Ф. Легара (1905), «Королева чардаша» («Сильва») И. Кальмана (1915).
В середине 19 в. началось возрождение Зальцбурга как второго, наряду с Веной, музыкального центра Австрии; в 1841 г. открылся «Моцартеум». В Вене в 1842 г. учреждены Филармоническое общество и Филармонический оркестр, в 1858 г. – Певческая академия. Для развития музыкальной эстетики середины 19 в. принципиальное значение имела полемика А. В. Амброса и Э. Ганслика, в книге «О музыкально-прекрасном» (1854) противопоставившего сентиментальным толкованиям музыки понимание её сущности как «движущихся звуковых форм» абсолютной музыки (Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Москва, 1895. С. 67). В 1898 г. Г. Адлер основал Институт музыковедения при Венском университете, в 1894–1938 гг. руководил изданием серии «Памятники музыкального искусства Австрии» («Denkmäler der Tonkunst in Österreich»). На рубеже 19–20 вв. прогрессивная тенденция к сохранению австрийских национальных культурных традиций столкнулась с пангерманизмом, оказавшим негативное влияние на развитие австрийской музыки.
Вслед за А. Брукнером в конце 19 – начале 20 вв. крупнейшим представителем симфонического жанра выступил Г. Малер (симфонии; «Песнь о земле», 1909), который в 1897–1907 гг. также возглавлял Венскую придворную оперу (с 1918 Венская государственная опера). В 1908–1911 гг. руководителем этого театра был Ф. Вейнгартнер, в 1918–1929 гг. – Ф. Шальк, в 1919–1924 гг. операми (главным образом своими) дирижировал Р. Штраус. В 1922 г. в Зальцбурге основано Международное общество современной музыки. Присоединение Австрии к нацистской Германии в 1938 г. повлекло за собой эмиграцию ряда музыкантов.
Сильное влияние на развитие мирового музыкального искусства оказали композиторы-экспрессионисты А. Шёнберг, А. Берг и А. фон Веберн, составившие ядро новой венской школы – одной из главных сил музыкального авангарда 20 в. Её последователи – Э. Веллес, X. Э. Апостель, X. Елинек, Р. Хаубеншток-Рамати и др.; одним из наиболее представительных авангардистов стал австро-американский композитор Э. Кшенек. Независимо от Шёнберга собственную технику 12-тоновой композиции развивал Й. М. Хауэр. Среди различных направлений австрийской музыки 20 в.: неоклассицизм (Э. Титтель, А. Уль), необарокко (И. Н. Давид), неофольклоризм (В. Келлер).
Музыку Австрии 2-й половины 20 в. и начала 21 в. представляют композиторы Ф. Церха, К. Агер (род. 1946), Г. Кюр (род. 1952), Б. Фуррер, П. Аблингер и др. Ряд значительных оперетт создали Р. Штольц, Н. Досталь. Автор популярных опер и крупный музыкально-общественный деятель – Г. фон Эйнем. В 20–21 вв. Австрия сохранила высокий уровень исполнительского искусства; среди представителей: дирижёры – Ф. Штидри, К. Бём, К. Краус, Г. фон Караян, Э. Клайбер, К. Клайбер, О. Суитнер, М. Гилен (1927–2019); пианисты – А. Шнабель, П. Бадура-Скода, Ф. Гульда, Й. Демус, А. Брендель, Р. Бухбиндер (род. 1946); певцы – Р. Таубер, Г. Альзен, А. Дермота, М. Чеботари, И. Зефрид, Л. Велич, С. Юринац, Г. Яновиц, Х. Дернеш, Х. Цедник, А. Кирхшлагер (род. 1965). Композитор и пианист Джо Завинул – создатель всемирно известного джазового ансамбля Weather Report. Крупные австрийские музыковеды 20–21 вв.: Э. Веллес, Э. Шенк (1902–1974), О. Э. Дойч, Гернот Грубер (род. 1939), Р. Флотцингер (род. 1939), В. Пасс (1942–2001), Г. Зайферт (род. 1945).
Крупнейшие австрийские музыкальные театры находятся в Вене: Венская государственная опера (ведёт историю с середины 17 в., современное название с 1918), «Фольксопер» (1898), «Театр ан дер Вин» (1801; в 1962–2005 площадка для постановок оперетт и мюзиклов, с 2006 ставятся оперы, с акцентом на эпохе барокко и современности), Венская камерная опера (1953; оперетты, зингшпили, небольшие оперы; с 2012 – филиал «Театра ан дер Вин»). Оперные театры открыты также в Граце (1899) и Линце (2013).
Самые знаменитые концертные залы Австрии – Венская филармония (зал Венского музыкального общества, Wiener Musikverein, 1870) и «Концертхаус» (Wiener Konzerthaus, 1913).
Действуют симфонические оркестры: в Вене – Венский филармонический оркестр, Венский симфонический оркестр (1900), Симфонический оркестр Венского радио [основан в 1969 как Большой оркестр Австрийского радиовещания (ÖRF), современное название с 1996]; в Зальцбурге – «Моцартеум-оркестр» (Mozarteumorchester Salzburg, 1841), «Зальцбургская филармония» (Philharmonie Salzburg, 1998, современное название с 2011), камерный оркестр «Камерата Зальцбург» (Camerata Salzburg, 1952); в Линце – Брукнеровский оркестр (Bruckner Orchester Linz, 1803, современное название с 1967). Репертуар 20–21 вв. исполняют камерный оркестр «Клангфорум» (Klangforum Wien, Вена, 1985), инструментальный септет «Ансамбль Альбана Берга» (Alban Berg Ensemble Wien, Вена, 2016), «Австрийский ансамбль новой музыки» (Österreichische Ensemble für Neue Musik, Зальцбург, 1975).
В Австрии интенсивно развивается аутентичное исполнительство. В 1953 г. в Вене Н. Арнонкур основал первый в истории барочный оркестр – Concentus Musicus Wien (публичные выступления с 1957). На музыке 17–18 вв. сосредоточены ансамбли и камерные оркестры Concilium Musicum (1982), «Венская академия» (Orchester Wiener Akademie, основан в 1985 органистом и дирижёром М. Хазельбёком), Haydn Sinfonietta Wien (1991), Capella Leopoldina (1992), Bell’arte Salzburg (1995), «Венский Баховский консорт» (Bach Consort Wien, 1999). Широко известны австрийские интерпретаторы средневековой музыки – «Клеменчич-консорт» (Clemencic Consort; основан Р. Клеменчичем в 1968) и ансамбль Unicorn (1991, основатель М. Пош). Международное признание в 21 в. обрела австрийская арфистка, лютнистка и дирижёр К. Плюхар.
Австрия – страна высокой хоровой культуры, в числе самых известных коллективов: Венский хор мальчиков (Wiener Sängerknaben, основан в 1498 в составе императорской Придворной капеллы), смешанные Хор Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg Chor 1972) и хор Венского певческого общества (Wiener Singverein, 1858), мужской Chorus Viennensis (1952; группа его участников, специализирующаяся на григорианском хорале, выступает как отдельный коллектив под названием «Хоральная школа венской Хофбург-капеллы», Choral-Schola der Wiener Hofburgkapelle).
Авторитетом во всём мире пользуются нотные издания Universal Edition (фирма основана в 1901). Издаётся ряд музыкальных журналов, в том числе Österreichische Musikzeitschrift (1946). В Вене находятся Австрийский союз композиторов (Austrian Composers Association – Vereinigung Österreichischer Komponistinnen und Komponisten, основан в 1913), дома-музеи В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, И. Штрауса-сына. Фонд А. Берга (Вена, 1969) и Центр А. Шёнберга (Вена, 1998) хранят и публикуют архивы композиторов, субсидируют посвящённые им исследования, концерты и научные конференции.
Действуют высшие музыкальные учебные заведения: Венский университет музыки и исполнительского искусства (основан в 1817 как консерватория при Обществе друзей музыки; современное название с 1998), Университет музыки и сценического искусства в Граце (1816; c 1963 Академия музыки и исполнительского искусства в Граце, современное название с 1998), университет «Моцартеум» в Зальцбурге (основан в 1841 как консерватория; современное название с 1998).
Один из самых престижных мировых музыкальных фестивалей – Зальцбургский фестиваль; среди других значительных международных фестивалей: Инсбрукские недели старинной музыки (1976), оперный в Брегенце (1946), старинной и современной музыки Styriarte в Граце (1985), камерной музыки в Локкенхаусе (1981, с 1992 известен также под названием Kremerata Musica, под руководством Г. Кремера), современной музыки Aspekte Salzburg (Зальцбург, с 1977). Популярностью пользуется национальный летний фестиваль оперетты Seefestspiele Mörbisch (ежегодно с 1957).
Проводятся международные музыкальные конкурсы: в Вене – пианистов имени Бетховена (раз в 4 года, с 1961), скрипачей имени Ф. Крейслера (раз в 4 года, с 1979), оперного пения «Бельведер» (Internationaler Hans Gabor Belvedere Gesangswettbewerb, 1982–2012; с 2013 проходит в разных городах), современной «дидактической» (пригодной для преподавательской работы) композиции имени М. Кагеля (раз в 3 года, 2010); в Зальцбурге – Моцартовский (вокалистов, пианистов, скрипачей, камерных ансамблей; проводится с 1975, нерегулярно), в Инсбруке – барочного пения имени А. Чести (2010), в Граце – исполнителей и сочинителей камерной музыки «Шуберт и музыка наших дней» (Franz Schubert und die Musik der Moderne, раз в 3 года, 1989).