Хофхаймер Пауль
Хо́фхаймер Па́уль (Paul Hofhaimer) (25.1.1459, Радштадт – 1537, Зальцбург), австрийский композитор, органист, педагог.
Из семьи органистов и органостроителей. Музыкальное образование получил при дворе Фридриха III. С 1480 г. органист при дворе эрцгерцога Сигизмунда (племянника Фридриха) в Инсбруке. С 1490 г. органист в капелле Максимилиана I, сопровождал его во многих поездках по Германии, Австрии, Голландии. C 1498 г. жил в Пассау, с 1507 г. – в Аугсбурге. В 1515 г. возведён в рыцарское достоинство, с этого момента стал именоваться «первым органистом» (obrigster organist) императора. После смерти Максимилиана капелла была распущена, и около 1522 г. Хофхаймер обосновался в Зальцбурге, где работал органистом в кафедральном соборе под покровительством архиепископа М. Ланга фон Велленбурга. В круг его общения в разные периоды жизни входили музыканты Г. Финк, Х. Изак, Л. Зенфль, А. Шлик, гуманист Иоганн Стомиус (1502–1562), врач и философ Парацельс.
Хофхаймер – выдающийся органист своего времени, впечатлявший публику виртуозными импровизациями. О прижизненной славе свидетельствуют его изображения, включённые в циклы миниатюр (А. Альтдорфер и мастерская, около 1512–1517) и ксилографий (Х. Бургкмайр, 1517; 1-е издание – 1526) «Триумфальное шествие Максимилиана». На гравюре из последнего цикла музыкант изображён сидящим на отдельной повозке с регалем и позитивом.Загадочным образом из органных сочинений Хофхаймера до нашего времени дошли только 3 пьесы: обработки григорианских распевов Salve Regina и Recordare (фрагмент секвенции Dies irae) и популярной фламандской народной песни «T’Andernaken» («В Андернахе», в орфографии Хофхаймера – «Tandernacken»), а также 2 интабуляции собственной музыки – «Carmen Magisti Pauli» и «Fro bin ich dein» – в стилистике Буксхаймской органной книги. Остальные сохранившиеся сочинения вокальные: 18 Lieder (ещё 7 приписываются на основании стилистического родства), в том числе шуточная «Greyner, zanner» («Растяпа, нытик») и лирическая «Tröstlicher Lieb» («Утешительная любовь»), и 2 мотета – «Ave maris stella» и «Tristitia vestra». Особняком стоят небольшие латинские «песни» (carmen, мн. ч. carmina; всего 35) на стихи Горация и других античных поэтов, опубликованные в нотном сборнике «Поэтические гармонии» («Harmoniae poeticae», 1539; вместе с 9 произведениями того же жанра Л. Зенфля). Оды Горация в реализации Хофхаймера и Зенфля, распетые на 4 голоса в простой силлабике и моноритмической фактуре, должны были привлечь внимание публики – в духе эстетики ренессансного гуманизма – к сокровищам Античности, иллюстрировать «актуальность» старинной метрики в музыке (несколько позднее подобной антикизацией во Франции занимались К. Лежён и другие композиторы, объединявшиеся вокруг Ж.-А. де Баифа).
На протяжении многих лет Хофхаймер преподавал в разных городах игру на органе. Немецкий гуманист Отмар Люсциний в трактате «Музургия, или музыкальная практика» («Musurgia seu praxis musicae», написан около 1518, опубликован в 1536) метафорически называл его антесигнаном (antesignanus; отборным воином – у римлян) в инструментальной музыке, а учеников его органной школы – пауломимами (paulomimi; т. е. подражателями Пауля); среди них: Вольфганг Грефингер (около 1470 или 1480 – после 1515), Ханс Коттер (1480–1541), Конрад Бруман (около 1480 – 1526), Ханс Бухнер (1483–1538), Иоганн Шахингер (1485–1558), Леонард Памингер (1495–1567), Дионисий Меммо (годы творческого расцвета – 1507–1539).
Австрийский историк и дипломат Иоганн Куспиниан (1473–1529) воздавал хвалы Хофхаймеру как «первому из музыкантов» (princeps musicorum). Парацельс сравнивал значимость Хофхаймера в музыке со значимостью А. Дюрера в живописи (в труде «О невидимых болезнях», «De morbis invisibilibus», опубликован в 1565). Высокую оценку его творчеству дал швейцарский гуманист Иоахим Вадиан (1484–1551; в труде «Книга, полная учёнейших мужей», «Libellus plenus doctissimorum virorum», 1539).
На протяжении 16 в. (начиная с А. Шлика) песни Хофхаймера в Германии и Австрии неоднократно подвергались интабуляции для клавишных инструментов, включались в сборники духовной (с перетекстовкой) и светской направленности.