Концерт
Конце́рт (нем. Konzert, итал. concerto, буквально – созвучие, согласие, от лат. concerto – состязаться, спорить), музыкальное произведение, основанное на противопоставлении звучания разных групп исполнителей.
Противопоставляться могут полный исполнительский состав и отдельные его группы, полный состав и солист, разные группы исполнителей между собой. Современное представление о жанре связывается главным образом с классическим инструментальным концертом, исполняемым солистом и симфоническим оркестром; такой тип концерта, сложившийся в конце 18 в., сохраняется в современной композиторской практике.
Первые упоминания о жанре относятся к началу 16 в., самая ранняя из известных публикаций концертов – многохорные «Concerti» А. Габриели (1587) с характерными для венецианской школы пространственными эффектами. Вокальный концерт того времени не имел чётких отличий от мотета, «священной симфонии» и др. Разновидность концерта, оперирующая малым вокальным составом в сопровождении бассо континуо, была создана Л. Виаданой. Традиции концертирования как противопоставления хоровых групп продолжили Г. Шютц, И. Г. Шейн, С. Шейдт, А. Хаммершмидт, И. С. Бах и др. Жанр хорового концерта а капелла с конца 17 в. широко применялся в русской церковной музыке – в многоголосном партесном пении; среди авторов – Василий Титов, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский.
В инструментальной музыке различие между концертирующей группой и всем составом наметилось у А. Страделлы, который использовал противопоставление кончертино (итал. concertino) и кончерто гроссо (итал. concerto grosso). В дальнейшем (у А. Корелли, Г. Ф. Генделя) название кончерто гроссо распространилось на всё произведение. Трёхчастную структуру сольного концерта (с соотношением частей «быстро – медленно – быстро») установил А. Вивальди. На его скрипичные концерты во многом ориентировался в своих клавирных концертах И. С. Бах. Жанр органного концерта сформировался в творчестве Генделя. В развитии предклассического инструментального концерта большую роль сыграли сочинения сыновей Баха, а также композиторов берлинской, мангеймской и неаполитанской школ.
Классический инструментальный концерт утвердился в творчестве композиторов венской классической школы (концерты для разных инструментов Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена). Как правило, представляет собой трёхчастный цикл, строение и функции частей которого близки сонатно-симфоническому циклу, но без менуэта (или скерцо). Главный жанровый признак классического концерта – форма I части: сонатная форма с двойной экспозицией (первую экспозицию играет только оркестр, вторую – солист с оркестром) и каденцией солиста.
Классический концерт обычно рассчитан на одного солиста, однако существуют и т. н. двойные, тройные концерты (с двумя, тремя солистами; например, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром И. Брамса, Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Л. ван Бетховена). В 18 в. возникла жанровая разновидность – концертная симфония. В 19 в. появились одночастные концерты (у Ф. Листа) и четырёхчастные концерты (у Брамса). В процессе эволюции концерта наиболее существенным было его взаимодействие с симфонией.
Значительные сочинения в жанре концерта создали русские композиторы: П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов. Популярны концерты Э. Грига, А. Дворжака, К. Сен-Санса, Я. Сибелиуса. В 20 в. к жанру концерта обращались М. Равель, Б. Барток, А. Берг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и другие крупные композиторы; получила распространение жанровая разновидность – концерт для оркестра (Барток).