Метастазио Пьетро
Метаста́зио Пье́тро (Pietro Metastasio; настоящая фамилия Трапасси, Trapassi) (3.1.1698, Рим – 12.4.1782, Вена), итальянский либреттист, поэт, драматург; аббат. Его либретто (итал. dramma per musica – музыкальная драма) стали образцовыми для жанра оперы-сериа.
Биографические сведения
Сын солдата корсиканского папского полка. Начальное образование получил при поддержке крёстного отца – кардинала Пьетро Оттобони (1687–1740). В 1708 г. усыновлён писателем и юристом Джованни Винченцо Гравиной (1664–1718), оценившим ум юноши и его способности к поэтической импровизации. Под руководством Гравины получил классическое образование, изучал юриспруденцию и философию. В 1712 г. написал трагедию «Юстиниан» по античной модели, увлекался поэзией Т. Тассо, Дж. Б. Гварини и Дж. Марино. Вступил в орден миноритов, стал аббатом (1714). После смерти Гравины переехал в Неаполь (1719), был принят в неаполитанское отделение академии «Аркадия». С 1730 г. до конца жизни жил в Вене, занимал пост императорского придворного поэта.
Карьеру либреттиста Метастазио начал в 1723 г. в Неаполе, переработав либретто Д. Давида для оперы «Сифак, царь Нумидии» композитора Ф. Фео. В 1724 г. написал первое оригинальное либретто – «Покинутая Дидона» («Didone abbandonata», музыка Д. Сарро) – и интермеццо «Импресарио с Канарских островов» («L’impresario delle Canarie»). Пользуясь поддержкой певицы М. Булгарелли и певца-кастрата Н. Гримальди, создал либретто для опер-сериа: «Сирой, царь Персии» («Siroe rè di Persia», 1726), «Аэций» («Ezio»), «Катон в Утике» («Catone in Utica»; обе – 1728), «Узнанная Семирамида» («Semiramide riconosciuta»), «Александр в Индии» («Alessandro nell’Indie»; обе – 1729) и «Артаксеркс» («Artaserse», 1730). Оперы на эти либретто были с успехом поставлены в трёх главных музыкально-театральных центрах Италии – Неаполе, Венеции и Риме.
В 1730-е гг. в Вене Метастазио сочинял драмы по случаю именин императора Карла VI и празднований дня рождения его супруги (премьеры, композитор А. Кальдара). Наибольшее распространение в последующие годы получили либретто «Олимпиада» («L’Olimpiade», 1733), «Демофонт» («Demofoonte», 1733; в числе авторов опер – М. С. Березовский), «Милосердие Тита» («La Clemenza di Tito», 1734; среди авторов опер – В. А. Моцарт). Наиболее тесные творческие связи Метастазио поддерживал с композиторами Л. Винчи, И. А. Хассе (который положил на музыку почти все оперные либретто Метастазио) и Н. Йоммелли, певцом Фаринелли.
С 1740 г., в период правления Марии Терезии и Иосифа II, когда интерес венского двора к опере-сериа снизился, творческая активность Метастазио уменьшилась. Он создавал в основном тексты для камерных опер (всего свыше 30) в жанрах azione teatrale (с итал. театральное действие), festa teatrale (с итал. театральное празднество), componimento drammatico (с итал. драматическая композиция). В их постановках принимали участие члены императорской семьи. Премьеры опер-сериа на либретто Метастазио состоялись в Дрездене [«Антигон» («Antigono», 1743)], Мадриде [«Нитетти» («Nitteti», 1756)], Инсбруке [«Ромул и Герсилия» («Romolo ed Ersilia», 1765)]. Последнее из написанных Метастазио либретто – «Руджеро» («Ruggiero», 1771).
Перу Метастазио принадлежат также либретто 8 ораторий: «Страсти Иисуса Христа» («La passione di Gesù Cristo», 1730), «Узнанный Иосиф» («Giuseppe riconosciuto», 1733), «Освобождённая Бетулия» («La Betulia liberatа», 1734; в 1771 ораторию на этот текст написал Моцарт) и др. Как и оперные либретто, они легли в основу множества музыкальных произведений.
В поздние годы Метастазио обобщил свои эстетические воззрения в трактате «Изложение поэтики Аристотеля и рассуждения о ней» («Estratto dell’arte poetica d’Aristotele e considerazioni su la medesima», 1772, опубликован в 1782).
На протяжении всей жизни он вёл обширную переписку с поэтами, композиторами, певцами, театральными деятелями (более 2650 писем, в настоящее время опубликованы: Pietro Metastasio. Lettere // Liber Liber). При жизни Метастазио собрания его сочинений издавались свыше 40 раз, венецианское посмертное собрание 1782–1784 гг. вышло с посвящением российской императрице Екатерине II.
Вклад в историю оперного искусства
Метастазио уже при жизни был признан самым авторитетным итальянским драматургом и поэтом своего времени. В 18 в. на его либретто (всего 27) создано около тысячи опер итальянских, австро-немецких, чешских, французских, испанских, английских, русских композиторов.
Метастазио завершил реформаторские преобразования, начатые североитальянскими либреттистами в 1700–1710-х гг. (А. Дзено и др.), и синтезировал особенности античной и французской классицистской драматургии, испанского и итальянского театра. Исторические, историко-легендарные и мифологические сюжеты разработаны в его либретто опер-сериа в соответствии с поэтикой классицистской трагедии (единство места, времени и действия, отказ от комических и фантастических сюжетных мотивов); в композиции и драматургии реализован принцип chiaroscuro (светотени), выраженный в контрасте речитативов (развитие фабулы) и арии (воплощение аффекта), а также в различии характера сольных номеров, следующих друг за другом. Поэтический стиль арий отличается лёгкостью и напевностью слога, совершенством рифмы и обилием ассонансов. В либретто Метастазио конфликт чувства и долга смягчён; за исключением «Покинутой Дидоны» и «Катона в Утике», он разрешается благополучно (итал. lieto fine – счастливый конец). Фабула развёртывается от первоначального нарушения разумного порядка к его конечному восстановлению, к победе добра над злом. Центральное место в драмах занимает образ возвышенного, положительного героя, для которого в равной степени важны идея долга и любовное чувство, что отвечало представлениям 18 в. о благородном человеке.
В России оперы на либретто Метастазио исполнялись в основном на итальянском языке (ставились с 1737; первая – «Притворный Нин, или Узнанная Семирамида» Ф. Арайи). «Милосердие Тита» и «Фемистокл» переведены Г. Р. Державиным; «Титово милосердие» Я. Б. Княжнин трансформировал в самостоятельную трагедию. Известен также перевод «Милосердия Тита», приписываемый Ф. Г. Волкову. Прозаический перевод либретто «Остров необитаемый» («L’isola disabitata», 1753) создал, по всей вероятности, В. И. Лукин (1769).