Вольф Хуго
Вольф Ху́го (Hugo Wolf) (13.3.1860, Виндишграц, Южная Штирия, ныне Словеньградец, Словения – 22.2.1903, Вена), австрийский композитор, пианист и музыкальный критик.
Один их крупнейших мастеров камерно-вокальной лирики конца 19 в. С 1875 г. учился в Венской консерватории (исключён «за недисциплинированность»), с 1877 г. – самостоятельно. В 1875 г. познакомился с Р. Вагнером, которого боготворил, в 1879 г. – с И. Брамсом. В 1881–1882 гг. дирижировал в городском театре в Зальцбурге. В 1884–1887 гг. сотрудничал с еженедельной газетой Wiеner Salonblatt, где полемизировал с критиками-брамсианцами (Э. Гансликом, М. Кальбеком), страстно защищал «новаторов» (Ф. Листа, Р. Вагнера и А. Брукнера), противопоставляя их «консерватору» Брамсу.
Первые крупные произведения: струнный квартет (d-moll, 1884) и симфоническая поэма «Пентесилея» (по Г. фон Клейсту, 1885). Переломным годом для Вольфа стал 1888-й, когда он создал первый большой цикл песен для голоса с фортепиано «Стихотворения Э. Мёрике» (выделяется ярко драматическая песня «Der Feuerreiter» – «Огненный всадник»). В 1889 г. закончены циклы «Стихотворения Й. Эйхендорфа» и «Стихотворения И. В. Гёте», в 1890 г. – «Старинные напевы. Шесть стихотворений Г. Келлера». В ряде песен композитор обращался к немецким переводам испанской и итальянской лирики: «Испанская книга песен» (по П. Хайзе и Э. Гейбелю, 1890) и «Итальянская книги песен» (по Хайзе, 1896), «Три стихотворения Микеланджело» (1897). Выступая в ансамбле с певцом Фердинандом Йегером (1839–1902), добился признания в Германии.
Пережив творческий кризис в 1892–1894 гг., в 1895 г. Вольф создал комическую оперу «Коррехидор» (либретто Р. Майредера по новелле П. А. де Аларкона «Треугольная шляпа», поставлена в 1896, Мангейм; 2-я редакция – 1898, Страсбург; редакция Г. Малера – 1904, Вена, Гамбург, Штутгарт). В 1897–1898 гг. работал над трагической оперой «Мануэль Венегас» (текст М. Хёрнеса по роману «Младенец с шаром» Аларкона; концертное исполнение 5 завершённых сцен – 1903, Мангейм).
С 1897 г. композитор страдал душевным расстройством; после попытки самоубийства в 1898 г. помещён в клинику для душевнобольных, где и умер.
Автор около 300 песен, Вольф наследовал традицию вокальных циклов Ф. Шуберта и Р. Шумана, их тенденцию к философскому углублению и обобщению романтических тем и образов, умение в лаконичной форме немногими штрихами передать многогранное поэтическое содержание; стремился выявить индивидуальную манеру каждого поэта. Воздействие Р. Вагнера (главным образом изысканного гармонического стиля оперы «Тристан и Изольда») ощутимо на протяжении всего творческого пути Вольфа [«Перегрина», «Seufzer» («Вздох») из «Стихотворений Э. Мёрике», «Испанская книга песен», «Три стихотворения Микеланджело»]. Ряд песен представляют собой монологические и условно-диалогические сценки, отражающие интерес композитора к музыкальному театру [большинство «Стихотворений Й. Эйхендорфа», «Nein, junger Herr» («Нет, юноша»), «Ich hab' in Penna einen Liebsten wohnen» («Возлюбленного в Пенне я имею») из «Итальянской книги песен»]. Меткость обрисовки действия, характерность речевых интонаций роднят их с реалистическими исканиями русских композиторов – А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, позднее – С. С. Прокофьева. Авторские названия песен («стихотворения» – нем. gedichte) отражают особое внимание композитора к тексту, стремление сохранить в музыке смысловые и синтаксические акценты стиха. Важнейший тематический материал песни нередко сосредоточен в фортепианной партии, обобщающей и тонко детализирующей основной образ средствами гармонии и фактуры.
Среди инструментальных сочинений известностью пользуется «Итальянская серенада» для струнного квартета (1887) и её авторская аранжировка для оркестра (1892). Некоторые песни переложены автором для голоса с оркестром (2 духовные песни из «Испанской книги песен» переложены И. Ф. Стравинским), а также для хора.