Легар Франц
Лега́р Франц, Франц Кристиан Легар (нем. Franz Christian Lehár; Ференц Легар, венг. Lehár Ferenc) [30.4.1870, Коморн, ныне Комарно, Словакия, а также Комаром, Венгрия – 24.10.1948, Бад-Ишль], австрийский композитор и дирижёр.
Главный представитель т. н. новой венской оперетты. Сын военного капельмейстера и композитора Франца Легара (1838–1898). В 1882–1888 гг. учился в Пражской консерватории по классам скрипки А. Бенневица и музыкальной теории Й. Фёрстера, брал уроки композиции у З. Фибиха. С 1888 г. скрипач и дирижёр в Городском театре Бармен-Эльберфельда (ныне Вупперталь). В 1890–1902 гг. полковой военный капельмейстер (в 1890 и 1899–1902 в Вене, в 1898 в Будапеште).
Получил известность как автор военных маршей (всего около 50), вальсов (всего 65, в том числе «Золото и серебро», 1899), оркестровых переложений народных песен и танцев. Первое поставленное сценическое произведение (всего более 40 сочинений для сцены, из них свыше 30 оперетт) – лирическая опера «Кукушка» (1896, Лейпциг; 2-я редакция под названием «Татьяна», 1905, Брюнн, ныне Брно) на сюжет из русской жизни с использованием русского фольклора.
Выйдя в 1902 г. в отставку, Легар жил в Вене, дирижировал в парке «Венеция в Вене» и в «Театр ан дер Вин», на сцене которого до 1923 г. с ошеломляющим успехом ставились его оперетты, быстро ставшие классикой жанра. Особую популярность завоевала оперетта «Весёлая вдова» (1905; в 1906 поставлена в Санкт-Петербурге). К 1910 г. Легар стал одним из наиболее известных композиторов своего времени. Его оперетты, написанные до середины 1920-х гг., ставились на русской и советской сцене.
Во время Первой мировой войны сочинял патриотические марши, ряд которых посвятил М. Хорти, вокальные циклы («Из железного времени»; Легар – автор около 100 песен), инструментальные произведения (симфоническая поэма «Лихорадка», 1917), выступал с концертами в войсках и др. После 1918 г. продолжал сочувствовать австро-венгерским монархистам. В 1920 – начале 1930-х гг. жил главным образом в Берлине, сочинял оперетты (в том числе для постановок во Франции и Италии), дирижировал, выступал на радио, писал музыку к фильмам («Жил-был вальс», 1932, и др.).
В опереттах «Граф фон Люксембург» (1909), «Ева, или Фабричная девчонка» (1911), «Идеальная супруга» (1913; все – Вена), «Там, где жаворонок поёт» (1918, Будапешт и Вена), «Голубая мазурка» (1920, Вена) и др., написанных до 1920 г. (либреттисты В. Леон, Р. Боданцки, А. М. Вильнер), сохранялись традиционные комедийность, танцевальность (использованы вальс, канкан, полька, чардаш, танго), сентиментальный лиризм. Фольклорные элементы Легар органично сочетал с лейтмотивной техникой, сложной симфонической структурой, с импрессионистичностью музыкального языка. В опереттах «Цыганская любовь» (1910, Вена), «Наконец одни!» (1914; 2-я редакция под названием «Мир прекрасен!», 1930; Вена) проявилось тяготение композитора к эстетике романтической оперы.
В 1920-е гг. Легар создал «грустные» оперетты – без счастливого финала (т. н. легариады), по драматической насыщенности выходящие за пределы развлекательного жанра: «Царевич» (1927, Берлин; о сыне Петра I), «Жёлтая кофта» (1923, Вена; 2-я редакция под названием «В стране улыбок», 1929, Берлин), «Паганини» (1925), «Фридерика» (1928, о юношеской любви И. В. Гёте; обе – Берлин). По музыкальной драматургии и языку они близки операм Дж. Пуччини, с которым Легара связывала дружба; главные партии создавались для оперных певцов (в том числе для Р. Таубера). Мелодраматическим пафосом отличается последняя «легариада» – «Джудитта» (1934, Венская государственная опера).
В 1935 г. Легар основал в Вене музыкальное издательство Glocken Verlag. После аншлюса (1938) он остался в Вене в некоторой изоляции: многие его сотрудники эмигрировали, в концлагерях погибли либреттисты Ф. Грюнбаум и Ф. Лёнер-Беда, а Легар был объявлен «культурной гордостью» Третьего рейха (исполнение его произведений было «рекомендовано» Министерством пропаганды, Легар участвовал во многих официальных мероприятиях, концертах для вермахта и др.). В 1943 г. дирижировал премьерой оперы «Бродячий певец» (редакция оперетты «Цыганская любовь», на венгерском языке) в Королевской опере Будапешта. В 1946–1947 гг. жил в Швейцарии.
Существуют многочисленные записи его оперетт, свыше 60 экранизаций.