Новая венская школа
Но́вая ве́нская шко́ла (нововенская школа), одно из самых влиятельных направлений в музыке 20 в.
Сложилась в 1900-х гг. в Вене как кружок композиторов во главе с А. Шёнбергом. Существует несколько вариантов названия – наряду с новой венской школой, объединение также называют «Zweite Wiener Schule» («вторая венская школа») и «Junge Wiener Schule» («молодая венская школа»; термин Э. Веллеса), они соотносятся с понятием венская классическая школа. Главные представители – Шёнберг и его ближайшие ученики А. Берг и А. фон Веберн. К новой венской школе иногда относят всех венских учеников Шёнберга, занимавшихся у него до 1-й мировой войны (композитор и музыковед-византолог Веллес, теоретики и исполнители Г. Яловец, Р. Колиш, музыковед и издатель Э. Штайн и др.), а также X. Эйслера (в начальный период творчества). С 1918 г. сочинения композиторов новой венской школы, как и других представителей раннего музыкального авангарда, звучали в концертах организованного Шёнбергом Общества закрытых музыкальных исполнений (распущено в 1921 из-за инфляции).
Музыка нововенцев – реакция на цивилизационный слом, затронувший в начале и середине 20 в. европейскую культуру (девальвация традиционных духовных, этических и художественных ценностей, нарастающие социальные противоречия, фашизм, мировые войны); ей свойственны экспрессионистские тенденции (монодрама «Ожидание» А. Шёнберга, 1909), в тематике прослеживаются реалистический пафос трагедии «маленького человека», позиция социального сострадания (опера «Воццек» А. Берга, 1922), антифашистский протест (кантата «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга, 1947), политическая сатира («Ода Наполеону» Шёнберга, 1942). По типу музыкальной образности историко-стилистическая грань проходит внутри новой венской школы: Шёнберг и Берг непосредственно продолжили традицию австро-немецкого позднего романтизма, а эстетические основы музыки А. фон Веберна – его новое ощущение музыкального времени, внутренняя реорганизация музыкального целого – стали ориентиром для ряда композиторов послевоенного поколения (конец 1940-х – 1970-е гг.).
Новизна образного содержания у композиторов новой венской школы нашла отражение в радикальном обновлении художественного языка и стиля, связанном с отказом от тематизма в традиционном понимании (тема – мелодия), мажора и минора, тональных планов и модуляционного развития, на которых строились музыкальные формы классического типа (см. в статье Атональность). Сохранению этих форм способствовали выработанные в новой венской школе средства «новотонального» письма («Лирическая сюита» и Концерт для скрипки с оркестром Берга, 3-й квартет Шёнберга, Концерт для 9 инструментов ор. 24 Веберна). В условиях кризиса позднеромантической гармонии, с её «пантональностью» (термин Шёнберга) и хроматичностью, возникла необходимость в новой системе композиции, призванной обезопасить музыку от звуковой анархии. С этой целью Шёнберг разработал метод додекафонии (композиция при помощи ряда из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»; см. также Серийная техника).
Деятельность композиторов новой венской школы подчас оценивалась критикой как разрушительная для искусства, исполнение и распространение их музыки преследовалось властями тоталитарных режимов (в частности, в гитлеровской Германии). Между тем творчество нововенцев им самим представлялось как логический итог европейской истории музыки. Метод преподавания композиции в классе А. Шёнберга, позднее у Веберна был ориентирован прежде всего на музыку венских классиков, что определённо указывает на связь новой венской школы с австро-немецкой культурной традицией.