Абсолютная музыка
Абсолю́тная му́зыка (нем. absolute Musik, англ. absolute music, франц. musique pure), в западноевропейской музыкальной эстетике 19 в. «чистая» инструментальная музыка, существующая по имманентным законам «музыкально-прекрасного».
Не связана (во всяком случае, явно) с внемузыкальными («функциональными») атрибутами – словом, какой-либо программой, конкретным и определённым заглавием и т. п. Термин впервые использовал (в негативном смысле) Р. Вагнер. Концепция абсолютной музыки получила фундаментальное развитие в трудах Э. Ганслика: «Музыка состоит из звукорядов, звукоформ. Они не имеют никакого другого содержания, кроме самих себя. Притом что эффект, производимый музыкальной пьесой, каждый оценивает и обозначает словами в меру своей индивидуальности, никакого содержания, кроме воспринятых слухом звукоформ, нет – ведь музыка не просто говорит посредством звуков, она только звуки и говорит» [«die Musik spricht nicht bloß durch die Töne, sie spricht auch nur Töne» (Ганслик Э. «О музыкально-прекрасном», глава 7)] (Hanslick. 1854. S. 96). «Формы, движущиеся в звучании, – единственное содержание и предмет музыки» (там же, глава 3) (Hanslick. 1854. S. 32).
Представление об абсолютной музыке покоится на допущении, что всё выходящее за пределы «свободной игры с формой» уже на этом основании должно быть объявлено «внемузыкальным» и противоречащим первоначальному требованию к ограничению музыки только имманентно музыкальным, «звучащим» смыслом. По мнению Х. Г. Эггебрехта, представители этой точки зрения, которая одинаково чужда и Л. ван Бетховену и А. фон Веберну, недооценивают многосложность устройства музыки и механизма её психологического воздействия, а также игнорируют то обстоятельство, что даже самой абстрактной музыкальной структуре присуще содержательное начало (ein Gehaltliches), которое притязает на отклик и понимание ценителя прекрасного (Eggebrecht. 1967. S. 5).
В современном немецком и российском музыкознании термин «абсолютная музыка» считается историческим, вместо него по отношению к разным эпохам и стилям чаще употребляется термин «автономная музыка». В современном англоязычном музыкознании термин «абсолютная музыка» (англ. absolute music) нередко используется в значении «автономная музыка».