Рендторф Труц
Рендто́рф Труц (Trutz Rendtorff) (24.1.1931, Шверин, Германия – 24.12.2016, Мюнхен), немецкий лютеранский теолог, профессор Мюнхенского университета, автор ряда исследований по проблемам церковно-государственных отношений в русле идей религиозной социологии.
В плане характеристики социологического подхода к религии Рендторф полагает, что тот не должен ограничиваться только эмпирическим изучением церковного поведения верующих. Вслед за Э. Трёльчем Рендторф предлагает рассматривать религиозные объединения в контексте их социального существования и функционирования в условиях различных типов государства. Такое восприятие побуждает, по его мнению, включать в предметную область социологии религии также и широкий круг самых разных социальных явлений, требующих религиозного осмысления. Рендторф ставит вопрос и о более глубоком понимании секуляризации: в отношении к этому процессу нельзя ограничиваться констатацией только внешних признаков, указывающих на «расцерковление» общества. Применительно к христианской среде, по мнению Рендторфа, при секуляризации раскрывается глубинный духовный потенциал христианства, поскольку общество усваивает выработанные этой религией способы поведения и нравственные установки, но уже в светской форме.
Рендторф считал, что социология религии помогает понять новый облик религиозных объединений. Современные религиозные общины отличаются, по его наблюдениям, от традиционной модели церковного прихода. Былое сочетание религиозных устремлений прихожан с их нравственными, экономическими, политическими и иными потребностями, позволявшее церковным организациям оказывать постоянное влияние на повседневность верующих, ныне утрачивается и замещается формальным членством без сколько-нибудь заметного присутствия религиозных мотивов в обыденной жизни. Это приводит к дифференциации общины, появлению в ней узкого «ядра» участников с доминирующими религиозными интересами и основной массы верующих с невысокой религиозной активностью, степени которой варьируют лишь незначительно.
Анализируя общее положение религии, Рендторф обращает внимание на корреляцию религиозного плюрализма (особенно выделяя его протестантскую модель) и демократии в её современном понимании. Религиозная свобода и свобода политического выбора не означают отсутствия упорядочивающих и ограничивающих начал. Исторический опыт, как замечает Рендторф, показывает, что исповедание религии населением и политика государства в церковной области должны быть в сбалансированных взаимоотношениях. Основа непротиворечивого сосуществования светского и религиозного определяется вероучительным объяснением природы государственной власти как божественного установления. Следует исходить из чёткого разграничения компетенции религиозных институтов и «власти кесаря» (ср. Мк 12:17). Светское начало (государство) упраздняет теократию и клерикализм, но именно для того, чтобы обеспечить всем гражданам равные возможности свободного исповедания религии. Верующие, в свою очередь, должны воспринимать государство как явление божественного порядка и быть его законопослушными гражданами. В случае перехода государства от авторитарной к демократической форме устройства религия не утрачивает в нём опоры и содействия, поскольку политическая свобода вполне совместима со свободой религиозного самоопределения. С этой точки зрения, как полагает Рендторф, процесс секуляризации обретает положительный смысл в том плане, что преодолевает конфессионализм в государственно-политической жизни и тем самым даёт больший простор для сотрудничества граждан различных вероисповеданий.