Религиоведение
Религиове́дение (от лат. religio – благочестие, набожность, религия), в широком смысле – любое специализированное знание о религии, полученное в любой области знаний; в узком смысле – эмпирическая гуманитарная наука, изучающая многообразие дискурсивных практик, определяющих религию как элемент жизненного мира и символическую систему; специфику, проблематику возникновения и развития религии, закономерности её функционирования, отношения с другими сферами жизни; религиозные традиции прошлого и настоящего как важнейшие структурные составляющие религии, их историю и влияние; многообразие религиозных явлений.
История религиоведения
Возникновение религиоведения как науки связано с именем филолога, индолога, санскритолога М. Мюллера. В 1870 г. в лекциях, прочитанных в Королевском британском институте и позднее изданных под названием «Введение в науку о религии», он предложил создать собственно «науку о религии» (англ. science of religion), которая изучала бы все религиозные традиции как равные с использованием метода сравнения в качестве основного. Появление подобной программы стало естественным этапом в развитии научной мысли в Западной Европе, где давно появились подобные идеи.
Важнейшими источниками как для методологии, так и для фактического обоснования зарождавшейся науки стали работы философов, прежде всего эпохи Просвещения – Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юма, британских защитников свободомыслия – Дж. Толанда, Дж. Э. Коллинза, путешественников и миссионеров – Ш. де Бросса, Р. Г. Кодрингтона; в России это были, например, митрополит Иннокентий (Попов-Вениаминов), Николай (Касаткин), архиепископ Японский, и протоиерей В. И. Вербицкий. Предпосылками создания религиоведения послужили достижения целого ряда наук. Это филология и сравнительная лингвистика, развивавшие идеи родства языков и основополагающей роли санскрита в их истории; археология, открывшая Трою, Иерихон и многочисленные египетские памятники; библейская критика (мифологическая школа, «поиски исторического Иисуса», теории формирования текстов Ветхого и Нового Заветов: документарная гипотеза, теория двух источников и др.); либеральная протестантская теология (Ф. Шлейермахер, А. фон Гарнак, Э. Трёльч). Также на становление религиоведения повлияли романтизм в философии и эстетике, интерес к фольклору (например, братья Гримм, А. Н. Афанасьев и др.); колониальная политическая система, развитие и популяризация эзотерических учений (спиритуализм и теософия). Каждая из этих областей внесла в становление религиоведения свои установки и ангажированность, которые зачастую обнаруживали друг с другом определённые противоречия.
Выделяют следующие исторические периоды развития религиоведения.
Становление религиоведения как науки начинается со 2-й половины 19 в. в тесном взаимодействии с философией, теологией, филологией. В это время происходило обобщение фактического материала, историческое и теоретическое его осмысление; появление первых методов, учебников, исследовательских программ. Первые кафедры истории религии, возникшие на богословских факультетах голландских университетов, стремились контекстуализировать христианство в рамках истории религий «классических» народов и показать его место в истории на основании изучения письменных свидетельств и археологических памятников (П. К. Тиле, П. Д. Шантепи де ла Соссе). Антропология (изучение бесписьменных народов) обобщала данные путешественников и миссионеров и искала самые примитивные формы религии. Э. Б. Тайлор выдвинул идею «минимума религии», которым он считал анимизм – веру в духовные существа. В качестве альтернативных концепций в этот период предлагались динамизм, тотемизм и др. Параллельно ставился вопрос о существовании безрелигиозного периода, формировалась концепция прамонотеизма (изначальная вера в единого Творца, полученная через Откровение, но позднее утраченная), которая подтверждалась мифами бесписьменных народов (Э. Ланг, в более поздний период – В. Шмидт). В методологическом отношении исследователи этого периода опирались либо на некую разновидность историзма (в духе неокантианской идеи «наук о культуре», преимущественно в Германии и Голландии), либо на позитивистский эволюционизм (преимущественно в Англии и во Франции).
В классический период (конец 19 – начало 20 вв.) появились исследования и оформились такие дисциплины, как эмпирическая психология – психология религии, позитивистская и неокантианская социология религии, феноменология религии – на пересечении теологии и религиоведения. В социологии религии наиболее продуктивными оказались подходы социологов Э. Дюркгейма («Элементарные формы религиозной жизни», 1912) и М. Вебера («Протестантская этика и дух капитализма», 1905). Оба затрагивали вопросы о связи религии и общества и описывали противоположные векторы влияния: Дюркгейм показал, как социальные институты порождают коллективные переживания и ритуалы, Вебер на примере кальвинизма изучил, как религиозное учение о предопределении ведёт к появлению капитализма.
В США и Европе сложились различные подходы к исследованию религиозного опыта, который зачастую ассоциировался с психопатологией (У. Джеймс, Дж. Г. Леуба, П. Жане). З. Фрейд создал психоаналитическую теорию религии, связывающую историю религий и бессознательное. Протестантский теолог Р. Отто в работе «Священное» (1917) писал о религиозном опыте, описывая его при помощи понятия нуминозного (религиозное за исключением морального и рационального). Это недоступное для научного исследования ядро религии, которое даётся человеку посредством религиозного опыта. Его универсальными элементами, по Отто, могут быть чувства tremendum и fascinans, т. е. священного ужаса и завороженности. Впоследствии на базе этой работы развились феноменологические подходы в религиоведении.
В межвоенный период (1918–1939) произошло резкое изменение программ предыдущих периодов; в антропологии религии на смену строгому эволюционизму с идеей прогресса и однонаправленности пришла диффузионистская научно-исследовательская программа, реализованная в немецкоязычных странах школой культурных кругов, представленной Ф. Ратцелем, Ф. Г. Фробениусом, Р. Ф. Гребнером, американцами-учениками Ф. Боаса (например, А. Л. Крёбером и Р. Бенедикт). Подходы школ отличались, но ключевым моментом оказалось отсутствие единственной траектории развития различных культур. Феноменология религии в этот период представлена голландской школой (У. Б. Кристенсен, К. Ю. Блеекер, Г. ван дер Леув) и немецкой (Ф. Хайлер). Бихевиористская программа в психологии религии опиралась на механистическую интерпретацию религиозного поведения, отказываясь от прагматизма Джеймса и объяснения религии через психопатологию Леуба, но результаты оказались весьма ограниченными. Культурная антропология распространилась по всей Британской империи, в частности, благодаря А. Р. Радклиффу-Брауну, создавшему кафедры антропологии в Старом и Новом Свете и школу исследования бесписьменных народов, которая предполагала освоение языка и проживание вместе с исследуемым племенем для изучения социальной структуры.
В послевоенный период феноменология претендовала на статус господствующей дисциплины в религиоведении (Чикагская школа); новая антропология и кумранские находки перевернули знания об истории религии. Появились объединения исследователей религий, среди них: Международная ассоциация истории религий (International Association for the History of Religions), которая c 1950 г. каждые 5 лет проводит всемирные конгрессы, а также издаёт журнал Nvmen (в сотрудничестве с издательством Brill). Общество научного изучения религии (The Society for the Scientific Study of Religion, основано в 1949) более ориентировано на исследователей-эмпириков. С 1961 г. при обществе издаётся журнал Journal for the Scientific Study of Religion, который публиковал не только результаты количественных и качественных исследований по социологии и психологии религии, но и другие материалы. С 1953 г. выходит международный рецензируемый журнал Social Compass, изначально публиковавший результаты социологических исследований, проводимых в Римско-католической церкви; в настоящее время он печатает материалы по социологии религии в целом. Особенность журнала в том, что он сохранил билингвальность; если в послевоенный период многие издания имели несколько официальных языков (у Nvmen – 5), то позже от этой практики отказались. С 1961 г. Чикагский университет издаёт журнал History of Religions, основанный М. Элиаде.
В современный период (с начала 1970-х гг.) в религиоведении развиваются междисциплинарные исследования и усиливаются религиозные факторы в различных процессах, которые приводят к разобщению частных религиоведческих дисциплин (психологии, социологии, антропологии, истории религии). Кроме увеличения запроса на прикладные исследования растёт число новых источников, обнаруженных в исторических исследованиях. Феноменологический подход, в предыдущий период «собиравший» конкретные исторические исследования в единое целое, был дискредитирован. Единственным его аналогом, претендующим на обобщающую роль, становится теория секуляризации (сформулирована П. Л. Бергером в конце 1960-х гг.), её критическое осмысление является центром социологических обсуждений религии в современный период. Наряду с этим в конце 20 – начале 21 вв. интенсивно развиваются направления, возрождающие в той или иной форме эволюционизм, связывающие изучение религии с исследованием когнитивных механизмов или работой головного мозга (когнитивное религиоведение, нейротеология и т. д.). Другие развивающиеся области исследуют распространение и историю новых религиозных течений, особенно в Северной Америке и Западной Европе. Изучение новых религиозных движений, а также новейших форм традиционных религий ведётся средствами всех религиоведческих дисциплин.
Методология религиоведения
Методологические принципы религиоведения закладывались в ранние периоды его развития. В первую очередь, это сравнительный метод, предложенный Ф. М. Мюллером (максима «кто знает одну религию, не знает ни одной»; Müller. 1882. P. 13), отказ от оценочных и онтологических суждений (принцип М. Вебера – свобода от оценки, методологический агностицизм Р. Н. Смарта, принцип Т. Флурнуа – исключение трансцендентного), редукция религиозных явлений к социальным, психологическим, экономическим и многим другим явлениям (К. Маркс, З. Фрейд, Э. Дюркгейм) и антиредукционизм, или постулирование принципиальной невозможности редукции религиозной жизни (Р. Отто, М. Элиаде, И. Вах). Историзм предполагает линейность и единство исторического процесса развития религиозных традиций; антиисторизм, напротив, объясняет разнообразие религиозных традиций воспроизведением некоторого набора готовых форм (архетипов, паттернов и др.). Из сочетания этих и других принципов и точек зрения формируется круг исследовательских программ, лежащих в основе религиоведческих дисциплин.
Методы религиоведения определяются его дисциплинарной структурой и часто оказываются заимствованными из смежных областей. Так, социология религии оперирует количественными и качественными методами социологии, история религии – методами исторического исследования. Из сравнительного метода, предложенного Ф. М. Мюллером, развивается традиция классификации, которая также является одним из важнейших методов дисциплины: сюда относятся типологии религиозных объединений в социологии религии, разнообразные типологии религиозных явлений в феноменологии религии, классификации религий, распространённые в философии религии.
Отдельное место занимает эмпатия, которая воспринимается как необходимый метод исследования в феноменологии религии (У. Б. Кристенсен, Р. Н. Смарт, К. Блеекер): это сочувствие, позволяющее исходя из личного опыта ухватить суть религиозного явления, доступную лишь изнутри традиции. Утверждение эмпатии как научного метода позволяло этим исследователям заявлять о возможности понять суть религии даже человеку, к ней не принадлежащему, и вместе с тем ответить тем, кто считал опору на личные переживания недопустимой для научного исследования.
Структура религиоведения
Междисциплинарный характер проблем и подходов, а также постоянное заимствование методов и терминов из различных дисциплин определяют сложный состав религиоведения. Структурно религиоведение представляет собой комплекс знаний о религиозных традициях, группах и культурах, но вместе с тем отдельные дисциплины в его составе, соотносящиеся с другими науками (социологией, психологией, историей), методологически или концептуально воспринимаются как автономные. Точное число религиоведческих дисциплин не фиксировано; чаще всего в их ряду упоминаются:
история религий (изучается с 19 в., хотя фактический материал в рамках исторических исследований накапливался и ранее) ориентируется по большей части на источниковедческие подходы;
социология религии (возникает в конце 19 в.) обращается к религиозным группам и организациям, хотя со временем появляются исследования сообществ неверующих, всякого рода неспецифических (например, экономических) аспектов религиозной деятельности и др.;
антропология религии (развивается со 2-й половины 19 в.) начиналась с исследований бесписьменных народов. С появлением культурной антропологии и включением в поле исследовательского интереса современных и «развитых» сообществ эта дисциплина стала изучать всё многообразие религиозной жизни с помощью наблюдений и проведения интервью, а также изучения документов и артефактов, позволяющих судить о религиозной жизни прошлого (т. н. историческая антропология);
психология религии (возникает в 19–20 вв.) как эмпирическая наука формировалась путём исследований религиозного опыта. В отдельных работах данный опыт интерпретировался как вид психопатологии или как трансформирующий личность опыт (прагматическая традиция Джеймса).
География религии, экология религии и другие дисциплины существуют скорее как программы исследований, проекты отдельных учёных (например, О. Хульткранц создал проект экологии религии, изучающей взаимодействие религиозных традиций с эко-системами, в которых те развиваются, и их влияние на традиции).
Также выделяются предметные области, исследования в которых изначально носят междисциплинарный характер, например религия и право, религия и искусство, религия и наука и др.
В конце 20 – начале 21 вв. приобретают всё большее значение междисциплинарные исследования и методы. Так, появляются когнитивное религиоведение (применяющее методы нейронаук к изучению религии) и постколониальные исследования религии (сочетающие в методологии экономические, исторические, политологические подходы). Новые формы религиозной жизни, такие как взаимодействие с современными СМИ, требуют обновления методологического инструментария.
Вопрос о единстве религиоведения
Философия и феноменология религии изначально занимали особое положение в структуре религиоведческого знания из-за претензий на интегрирующую функцию. Классики сформировали базовые субдисциплины религиоведения – социологию, психологию, антропологию религии, заложили ключевые проблемы и подходы к их изучению. В качестве интегрирующей силы, задающей единство научного исследования религии, рассматривались разные дисциплины в зависимости от конкретных религиоведческих школ.
История религии как системообразующая дисциплина характерна, например, для религиозно-исторической школы в рамках немецкой протестантской теологии (из наиболее важных для религиоведения представителей – Р. Отто и Э. Трёльч), которая, используя историко-критический метод, намеревалась провести систематическую реконструкцию религии как социально-культурного феномена. В 1-й половине 20 в. эти идеи развивает итальянская школа истории религии (известная в первую очередь трудами Р. Петтаццони).
М. Элиаде, классик религиоведения и создатель Чикагской школы истории религии, отождествлял свой феноменологический подход (построенный на поисках основных структур, паттернов, повторяющихся или даже универсальных для различных религиозных традиций) с историей религии и религиоведением в целом. Его подход, противопоставлявший факты и их обобщение, сохраняет своё влияние до сих пор, хотя критика феноменологии в 1970-х гг. привела к кризису этой дисциплины. Поэтому авторы зачастую практикуют этот подход, не называя себя феноменологами.
Для российского религиоведения остается наиболее распространённой позиция, приписывающая философии религии главную роль в формировании религиоведения как единой дисциплины. С одной стороны, это связано с советским наследием (научный атеизм как марксистскую дисциплину и религиоведение изучали на философских факультетах). С другой стороны, российский исследователь И. Н. Яблоков воспринимает философию религии как инструмент определения базовых понятий, выделения функций религии и областей исследования.
На современном этапе как в России, так и за рубежом стоит вопрос о единстве религиоведения. Многие исследования не укладываются в рамки как религиоведческих субдисциплин, так и религиоведения в целом; наиболее востребованными оказываются междисциплинарные исследования (гендерная проблематика, экологические и экономические, эстетические и филологические вопросы). Кроме того, активно расширяется предмет религиоведения – в начале 21 в., например, развиваются исследования атеизма и других форм нерелигиозных мировоззрений; религиоведение начинает заниматься саморефлексией, проводятся исследования по истории науки.
Региональная специфика религиоведения
Национальные школы в религиоведении связаны со спецификой религиозной истории отдельных стран, состоянием государственно-конфессиональных отношений в них, доминирующей системы образования. Так, в европейских странах по-прежнему актуальны вопросы соотнесения теологии и религиоведения из-за сосуществования их в университетах (последнее становится более ориентированным на религии помимо христианства, а также на социологические и антропологические исследования современных процессов), в США теология смыкается с философией религии, а не с религиоведением. Американская академия религии (AAR) в США и Канаде организационно наследует ассоциациям исследователей Библии, более широко трактует религиоведение как «религиозные исследования» (religious studies) и занимается также философией религии. Напротив, Североамериканская ассоциация изучения религии (NAASR) ограничивается собственно исследованиями религии (study of religion). Конференции этих организаций, впрочем, традиционно проводятся одновременно, создавая учёным возможность участвовать в обеих. Сходная ситуация сложилась в начале 21 в. и в Европе, где, кроме Европейской ассоциации исследования религий (EASR), в Болонье была создана Европейская академия религии (EUARE), более инклюзивная, проводившая мероприятия для представителей религиозных традиций, теологов и всех практиков, которые интересовались религиоведением. Эти мероприятия не пересекались с другими.
В Северной Америке сложно выделить основные области и дисциплины, входящие в состав религиоведения; можно констатировать распространение междисциплинарных исследований, связанных с гендерной проблематикой, соотношением религии с властью, медиа, повседневностью, материальностью, постколониальными подходами. Национальные школы религиоведения в Европе придерживаются традиции университетской жизни, определяющей соотношение религиоведения с теологией: в Великобритании они сосуществуют в рамках одних кафедр, во Франции, в Италии и Испании – это независимые дисциплины разных кафедр. В университетах Германии ситуация зависит от конфессии конкретной федеральной земли, дебаты о сходстве и различии теологии и религиоведения продолжаются до сих пор. В Северной Европе (Скандинавии, Голландии) отмечается, что влияние религиоведения на теологию снижает научные конфликты. Среди тем, вызывающих в Европе особый интерес, – соотношение религиозного и религиоведческого образования в школе, взаимодействие государства, государственной или доминирующей церкви с религиозными меньшинствами, проблемы религии и миграции, исследования ислама. В Южной Америке, Океании, Азии и Африке религиоведение приобрело формы, принятые в метрополии времён колониального периода, но с учётом региональной специфики: особое значение имеют постколониальные исследования, феномен «глобального христианства», местные новые религиозные движения, локализация мировых религий.