«Диффузная религия»
«Диффу́зная рели́гия» (итал. religione diffusa, англ. diffused religion), модель для описания и социологического исследования внеинституциональной религиозности.
В отечественной литературе понятие «диффузной религии» используется по-разному и не всегда последовательно, но все авторы, использующие это понятие, сходятся в проведении границы между религией диффузной и организованной, а также в переключении исследовательского интереса с институтов на менее структурированные сообщества и локальные практики, когда религия становится метаинституциональным феноменом. А. В. Матецкая определяет диффузную религию как «приверженность распыленным верованиям и практикам, находящимся вне доктринального и организационного пространства традиционных, институционализированных религий» (Матецкая. 2013. С. 7).
В зарубежных исследованиях диффузной религии центральное место занимают работы итальянских социологов религии во главе с Р. Чиприани. Он обращается к популярной религии, придерживаясь теории секуляризации и перерабатывая концепцию «невидимой религии», привлекая методы обоснованной теории. Изучая религиозную ситуацию в современной Италии, Чиприани говорит о глубочайшем проникновении религии во все сферы жизни итальянцев, в том числе далёкие от церкви как института и порой противостоящие ей. Однако связь с институтом церкви сохраняет свою важность, несмотря на неполную включённость в литургические практики: такая «пассивная» религиозность «включается» в особых, определяемых культурными традициями ситуациях (ритуалы жизненного цикла, два-три важнейших праздника; особое место занимает также феномен массовых паломничеств).
«Диффузная религия» существует не только в церкви, но и в других институтах социализации, например семье и школе. Отчасти, по мнению Чиприани, «диффузную религию» можно считать побочным эффектом продолжительного и тотального доминирования одной религиозной традиции (в Италии речь о католицизме). Им выделяются три степени «диффузии» религии: первый – прицерковный круг, второй – круг частично вовлечённых в церковные практики и третий, расположенный на границе влияния церкви и представляющий собой собственно «диффузную религию».
Чиприани считает, что причиной появления диффузной религии является тот факт, что процесс религиозной социализации приобретает всеобъемлющий характер и охватывает не только собственно прихожан, но и затрагивает все сферы культуры. Вслед за Т. Лукманом Чиприани в своей концепции отдаёт приоритет ценностям, распространяемым в процессе социализации и разделяемым обществом.
«Диффузная религия» воспринимается её теоретиками как одновременно следствие процесса секуляризации и проявление его ограниченности: для носителей «диффузной религии» характерно принятие наряду с религиозными секулярных норм и ценностей, а также сочетание рационального взгляда на мир с поисками ответов на религиозные вопросы. Дополнительным стимулом для такой двойственности становится присутствие церкви и церковных деятелей в медиа. Это, с одной стороны, расширяет процессы религиозной социализации и ведёт к распространению религиозных ценностей, но с другой – возникает новая, ситуативная форма принадлежности к религиозной организации, активизирующаяся в отдельных ситуациях и по особым информационным поводам.