Религиоведы

Казанова Хосе

Казано́ва Хосе́ (исп. José Casanova) (род. 29.1.1951, деревня Вальдеальгорфа, Испания), испано-американский социолог религии. Получил известность благодаря своим работам о и ; помимо этого, писал статьи о социальной теории, , транснациональной , .

Родился в небольшой деревне в Нижнем Арагоне. В 1969 г. окончил бакалавриат по философии в семинарии г. Сарагоса (Seminario Metropolitano), в 1973 г. – магистратуру по теологии Университета Инсбрука, в 1977 г. – магистратуру по социологии в , Нью-Йорк, там же в 1982 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени Ph. D. по теме «Этика Opus Dei и модернизация Испании» («The Opus Dei Ethic and the Modernization of Spain»). С 1987 по 2007 гг. профессор социологии в этом же учебном заведении. С 2008 г. профессор социологии, старший сотрудник Центра Беркли по изучению религии, мира и мировой политики (Berkley Center for Religion, Peace, and World Affairs) при Джорджтаунском университете. С 2016 г. профессор теологии этого же университета.

В 1999–2000 гг. был президентом (Association for the Sociology of Religion, ASR). Почётный доктор Университета Инсбрука (2010), Университета Гронингена (2014).

Первые работы Казановы были посвящены исследованиям , которую в самом общем виде можно понимать как процесс перехода от традиционного общества к современному. Интерес к этой теме вытекал из биографии самого учёного – его переезда из небольшой деревни с традиционным укладом в глобальный мегаполис, Нью-Йорк ( P. 25). Диссертация Казановы касалась вопросов связи этики с испанским авторитарным технократическим капитализмом. Он вдохновлялся работами о связи протестантской этики и либерального буржуазного капитализма. Казанова описывал, как деятели «Opus Dei» способствовали модернизации Испании времен .

Далее интересы Казановы сместились в сторону изучения секуляризации и феномена публичных религий. Казанова обратил внимание на яркие вспышки религиозности конца 1970-х гг., имеющие прямое отношение к социальной и политической сфере:, избрание в 1978 г. папой римским поляка Кароля Войтылы () и движение подъём движения (Moral Majority) в США и т. д. Эти процессы заставили многих исследователей – включая Казанову – усомниться в базовых положениях доминирующей в тот момент в социологии религии (подробнее см. ), согласно которой удел религии – (перемещение в пространство частной жизни) и утрата своей социальной значимости. Результатом становится публикация знаменитой книги «Публичные религии в современном мире» (, 1994). В 1995 г. она получила премию за выдающуюся книгу (Distinguished Book Award, Society for the Scientific Study of Religion). Работа была переведена на многие языки – японский, испанский, итальянский, польский, арабский, турецкий и т. д.

Эта книга внесла большой вклад в развитие теории секуляризации. Казанова выделил три основных проявления секуляризации, предполагавшихся в рамках теории секуляризации: 1) утрата религией своей социальной значимости; 2) приватизация религии; 3) и превращение религии в одну из подсистем общества наряду с другими подсистемами. Его исследование показало, что первые два тезиса не соответствуют действительности, – в современном мире, вопреки прогнозам, происходит и, соответственно, усиление её социальной значимости. Однако, по мнению Казановы, тезис о социальной дифференциации всё ещё сохраняет свою значимость. Казанова иллюстрирует свой тезис о публичных религиях и деприватизации пятью кейсами: Испания, Польша, Бразилия, евангельские христиане в США, американский . Во всех этих случаях речь шла об активном вовлечении религиозных акторов в общественные и политические процессы. Данная работа породила большую дискуссию – например, критиковал Казанову, утверждая, что секуляризация даже в смысле социальной дифференциации больше не соответствует действительности ( P. 182).

Полемика с Асадом среди прочего сподвигла Казанову перейти от простого социологического обсуждения секуляризации в смысле ослабления «религиозного» и усиления «секулярного» начала к критическому вопрошанию по поводу историко-культурной обусловленности самих категорий «религиозное» и «секулярное» (). Казанова начинает интересоваться «аналитической реконструкцией категории секулярного, видами секуляризма, а также сравнительным историческим анализом режимов секуляризма и форм государственного управления религиозной свободой и религиозным плюрализмом» ( P. 30–31).

Еще одна важная для Казановы тема, которая выходит для него на первый план в 2000-е гг., – глобализация и транснациональное измерение современных религиозных процессов. Так, в частности, он критически переосмысляет свою работу 1994 г., обращая внимание на то, что доминирующая в ней рамка – национальная (), т. е. ограничивается рассмотрением различных национальных контекстов без учёта глобального и транснационального измерений. Вместо этого Казанова призывает к созданию глобальной (). Эта глобальная перспектива позволяет переосмыслить многие явления и рассматривать их не только в национальной, но и в транснациональной логике как результат наложения глобальных транснациональных процессов на процессы национальные. Более того, данная перспектива способна изменить и теоретическую рефлексию. Например, применительно к теории секуляризации это позволяет уйти от зашедшего в тупик спора о том, чей именно опыт секуляризации является парадигмальным – европейский или американский. Глобальная оптика позволяет понять, что это всего лишь два частных случая в ряду самых разных конфигураций, которые могут сложиться в момент встречи религиозной традиции с секулярной (западной) современностью ().

Транснациональная и глобальная оптика используется, в частности, в его исследованиях ().

На русском языке выходили переводы статей Казановы (например, С. 143–174). Две книги с его статьями опубликованы в переводе на украинский язык (; ).

  • Теоретическая социология
  • Социология 21 века
  • Современные религиозные процессы