Харизма
Хари́зма (греч. χάρισμα, род. падеж χαρίσματος – благодать, божественный дар), в социальных науках, прежде всего в политической социологии и социологии религии, совокупность исключительных, внеобыденных, экстраординарных качеств и способностей, приписываемых духовному, религиозному или политическому лидеру его последователями и служащих, по их представлениям, обоснованием его власти. Понятие харизмы получило социологическое истолкование в трудах М. Вебера и Э. Трёльча. Харизматическое господство, по Веберу, является одним из идеальных типов легитимного господства, наряду с легально-рациональным и традиционным.
Преклонение перед фигурой вождя, повиновение ему, эмоциональная привязанность, нередко в сочетании со страхом, – установки, имеющие в значительной мере аффективную природу, отчасти коренящиеся в подсознании (существуют психоаналитические трактовки феномена харизматического вождизма как продукта коллективной любви к «отцу» – общины, народа, нации, партии, государства).
В роли харизматических лидеров в разных исторических ситуациях могли выступать пророки, «народные герои», выдающиеся полководцы, государственные деятели, реформаторы, революционные вожди и т. д. Носители харизмы в глазах своих сторонников наделялись неоспоримым моральным и иным авторитетом, различными талантами и добродетелями, которыми обычные люди не обладают (беспрецедентные мудрость, прозорливость и дальновидность, сила духа, смелость и военная доблесть, богоизбранность и дар предвидения, контакт с высшими силами и т. д.). У истоков многих религиозно-конфессиональных движений, прежде всего в рамках «религий спасения», стояли харизматические личности.
Неоднократно отмечалась революционизирующая роль харизматических личностей в истории: движения, вдохновляемые харизматическим авторитетом, часто направлялись на подрыв или прямое разрушение (необязательно насильственные) устоявшихся традиций, укладов жизни и форм социальной организации и предполагали утверждение новых ценностей и идеалов («в Законе написано, но Я говорю вам»). Действия харизматических лидеров представляют собой один из важных социально-психологических источников тотальной мобилизации масс как в традиционных, так и в современных обществах (массовое общество, тоталитаризм).
Хотя харизма и способна вырывать людей в определённые, обычно непродолжительные периоды времени «из оков повседневности», сама она при этом имеет крайне неустойчивый характер.
С одной стороны, носитель харизмы в целях её поддержания и сохранения должен постоянно доказывать и подтверждать обоснованность своих претензий на харизматический авторитет (например, через демонстрацию чудес, разного рода успехи, совершение тех или иных экстраординарных поступков, являющихся свидетельством харизматической виртуозности или особого «дара») во избежание возможной утраты доверия к нему его приверженцев.
С другой стороны, выраженная персонифицированность харизматического господства во многих случаях обусловливает сильную степень его привязки к индивидуальным личностным качествам обладателя харизмы, делая проблематичной её автоматическую трансляцию и передачу преемникам (например, после смерти харизматического лидера). Исключение составляют случаи, когда харизма передаётся при помощи тех или иных культурно легитимных и сакрализованных техник, направленных на определение преемника – через откровение, указание оракула, специальные ритуалы и т. д. Тем не менее в перспективе исторической трансляции конкретных форм харизматического господства наблюдается тенденция к постепенной утрате сугубо личностного фактора в его поддержании.
Со смертью или иным «выходом из игры» действующего харизматического лидера (или даже раньше) запускаются механизмы «рутинизации» (Veralltäglichung, буквально – оповседневнивания) харизмы. Если созданная им социальная единица – движение, организация, община, братство, партия и т. п. – не распадается по тем или иным причинам внешнего или внутреннего порядка, она постепенно переходит в своём развитии в фазу институционализации, сопровождающейся среди прочего процессами бюрократизации, рационализации и деперсонификации управления (например, трансформация религиозных конфессий – от секты к церкви). Харизматический авторитет частично отделяется от личности основоположника учения или движения и «снисходит», или переходит на коллективную структуру в целом. Поэтому иногда говорят о групповой, профессиональной и институциональной харизме как понятии, описывающем случаи, когда носителем харизмы оказывается уже не личность, а группа или институт; например, партия, профессиональное сообщество, религиозная община, группа единоверцев и т. д.
С течением времени вырабатываются более или менее устойчивые правила внутри- и межгруппового взаимодействия, достигается компромисс с несовершенными земными порядками (изменение или даже радикальное преобразование которых в ряде случаев провозглашается одной из важнейших задач движения, возглавляемого харизматическим лидером). Таким образом, харизматическое господство эволюционирует в направлении традиционного и/или легально-рационального господства, или их многочисленных комбинаций, сохраняя при этом некоторые свои типические черты (сакрализация власти и авторитет правителя или «духовного главы», адресация к первоначальной, базовой харизме основателя, родоначальника движения, общины и т. п.). Закреплению и дальнейшему поддержанию системы сложившихся отношений естественным образом способствуют идейные и материальные интересы широких слоёв последователей и сторонников основанного харизматическим лидером движения, и особенно его непосредственного окружения, учеников, свиты, доверенных лиц, управленческого штаба и т. д.