Глок Чарльз
Глок Чарльз, Чарлз Янг Глок (Charles Young Glock) (17.10.1919, округ Бронкс, Нью-Йорк – 19.10.2018, Сэндпоинт, штат Айдахо), американский социолог религии. Одним из первых в американской социологии обратился к проблеме эмпирического изучения «религиозной жизни».
Учился в Бостонском университете, в 1952 г. получил степень доктора философии в Колумбийском университете, работал там сначала в качестве исследователя, а потом – профессора, затем профессор Калифорнийского университета (Беркли). Президент Американской ассоциации изучения общественного мнения (1963–1964), президент Общества научного изучения религии (1967–1968), вице-президент Американской социологической ассоциации (1978–1979).
В 1950-е гг. одним из первых в американской социологии обратился к проблеме эмпирического изучения «религиозной жизни». Глок был близок к подходам Дж. Ленски и Ё. Фукуямы (Yoshio Fukuyama), которые в эмпирических исследованиях использовали многомерные шкалы и показатели религиозности.
В ранних работах «К типологии религиозной ориентации» (1954), «Социология религии» (1959), «К изучению религиозной веры» (1962), «Религия и общество в напряжении» (1965, вместе с Р. Старком) Глок разрабатывал типологию религиозности. Они дают классификацию религиозного опыта, его уровней, описывают пять измерений, присущих, по их мнению, любой религии: религиозная вера, религиозная практика, религиозный опыт, религиозное знание, религиозное влияние на повседневную жизнь. С помощью этой типологии Глок и Старк показали, сколь различным может быть соотношение этих измерений друг с другом и с рядом таких социально-демографических характеристик, как пол, возраст, образование, социальное положение. При этом они подчёркивали, что самое главное и самое трудное – выявить содержание и смысл основных измерений, а не только показать их взаимосвязь.
В работе «Религия и общество в напряжении» (1965) типология детализируется и уточняется. Здесь религиозный опыт подразделяется на два противоположных класса: опыт восприятия «божественного» и опыт восприятия «дьявольского». Эти классы создаются на основе самоидентификации, т. е. в зависимости от того, как респонденты оценивают свой опыт: как встречу с силами добра или с силами зла. Так, они выделяют следующие типы религиозного опыта: «подтверждающий», «реактивный», «экстатический» и «сокровенный» (см. «Божественное» и «дьявольское» в типологии религиозного опыта Ч. Глока и Р. Старка).
Типологии и шкалы религиозности позволили Глоку достаточно близко подойти не просто к интуитивному пониманию, а к измерению того, что долго находилось за пределами научного исследования. При этом он постоянно вводил всё новые компоненты и подвиды в рамках основных измерений, усложняя шкалу, стремясь к возможно большей точности измерительной процедуры.