Леви-Брюль Люсьен
Леви́-Брюль Люсье́н (Lucien Lévy-Bruhl) (10.4.1857, Париж – 13.3.1939, там же), французский философ, психолог, антрополог. В 1879 г. окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию в школах Пуатье, Амьена и Парижа, c 1896 г. – профессор Сорбонны. В 1925 г. стал одним из основателей и директором Института этнологии в Сорбонне. С 1927 г. оставил институт и преподавательскую деятельность, посвятив себя написанию книг.
Ранние труды Л. Леви-Брюля посвящены истории немецкой и французской философии. В работе «Мораль и науки о нравах» (La morale et la science des mœurs, 1903), написанной в духе идей Э. Дюркгейма и французской социологической школы, Леви-Брюль считал невозможным метафизическое обоснование морали, допуская лишь социологический анализ нравов разных народов и их культурной обусловленности. Известность Леви-Брюлю принесла серия работ о мышлении первобытных (франц. primitive) народов (см. «Первобытное мышление»), основанная на анализе этнографического материала (сам Леви-Брюль не участвовал в полевых исследованиях). Выступив против представления Э. Тайлора и английской антропологической школы о тождестве мыслительных операций «цивилизованного» и первобытного человека, рассматривавшегося в качестве «философствующего дикаря», Леви-Брюль доказывал, что первобытное мышление носит «пралогический» характер – оно безразлично к логическим противоречиям, вместо закона логического тождества им правит закон «партиципации» (сопричастности) – ассоциативной магической взаимосвязи вещей, возникающей благодаря эмоциональной вовлечённости. Подобно ребёнку, первобытный человек использует интуицию вместо рассуждений, образы вместо понятий, одухотворяет любые явления природы, наделяя их антропоморфными и мистическими свойствами и видя во всём действие потусторонних сил (болезнь или неурожай как следствия колдовства и т. п.). Эти свойства мышления Леви-Брюль связывал с господством в первобытном обществе коллективных представлений, «врастающих» в индивидуальную психику по мере идентификации с ними в процессе социализации. Историческое развитие мышления Леви-Брюль связывал с «индивидуализацией» сознания, которое, освобождаясь от коллективных представлений, становится всё более рациональным.
В поздних работах под влиянием критики Леви-Брюль отошёл от жёсткого противопоставления цивилизованного и первобытного человека, показывая, что пралогическое мышление распространено в любом обществе и у любого человека, когда его определяют коллективные представления, связанные, например, с идеологией, ритуалами и другими формами «группового сознания».