Меншинг Густав
Ме́ншинг Гу́став (Gustav Mensching) (6.5.1901, Ганновер – 30.9.1978, Дюран), немецкий протестантский исследователь религии и общества, представитель феноменологического подхода в социологии религии.
Занимался преподавательской работой в Риге (1927–1935), затем был профессором Боннского университета (1936–1972). Наибольшую известность получили труды Меншинга «Священное безмолвие» («Das heilige Schweigen», 1926), «Социология религии» («Soziologie der Religion», 1947), «История религиоведения» («Geschichte der Religionswissenschaft», 1948), «Религия. Формы проявления, структурные типы и законы существования» («Die Religion. Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensgesetze», 1959), «Социология основных религий» («Soziologie der großen Religionen», 1966).
Сущность религии, по убеждению Меншинга (в этом вопросе он следует воззрениям Р. Отто и И. Ваха), находится за пределами рациональных определений, поскольку заключена в мистическом состоянии переживания встречи со священным и не может быть объяснена какими-либо мирскими факторами. В то же время ответ человека на действие священного происходит в формах, имеющих, кроме религиозного, также и социальное содержание (культ, община и т. д.). Репрезентациями священного могут быть тотемные существа, особые природные объекты, зримые образы духов и богов. Процедурные составляющие контакта со священным (молитва, богослужение и т. д.) также могут быть зафиксированы и описаны. Это делает возможным эмпирическое исследование религиозных феноменов научными средствами, а также их систематизацию и выявление соответствующих социальных проекций. Исходя из данного представления, Меншинг определяет смысл и задачи социологии религии.
Отправным пунктом в его концепции выступает тезис о несостоятельности объяснения религии с точки зрения социальной детерминации. Если представлять религию как порождение и отражение исторически складывавшихся общественных отношений (как в марксизме) или в качестве функционального выражения каких-то социальных потребностей (Э. Дюркгейм), то утрачивается, как полагал Меншинг, понимание подлинной, надмирной сущности религии, без учёта которой исследователь обречён на искажение своего предмета. Меншинг не отрицал необходимости прояснения связей между религиозными и светскими аспектами человеческой жизни, но рассматривал его как частную социологическую задачу, поскольку в любой религии всегда присутствует сверхсоциальное начало.
Назначение социологии религии, по Меншингу, состоит не в выведении религиозного из социального, а в выявлении социального в религиозном. При этом социологии религии не обойтись без обращения к истории религий и использования приёмов сравнительного религиоведения. Однако главными операциями социологического исследования религии должны быть:
экспликация общих для разных религий и типологически группируемых социальных проекций священного в религиозном и мирском поведении последователей тех или иных вероисповеданий;
обнаружение своеобразия и уникальности социальных воплощений священного в определённых религиозных традициях (т. н. частная социология религии, изучающая социальные явления в отдельно взятых религиях – для примера Меншинг ссылается на разработку конкретных проблем в трудах М. Вебера и Э. Трёльча).
В этих рамках возможна также и типология индивидуальных носителей священного. Меншинг рассматривает, в частности, типы религиозного учителя (который имеет прямой доступ к миру священного и транслирует истины Откровения или методы духовного спасения) и последователя-ученика (который в эзотерических отношениях с учителем овладевает смыслом его духовного опыта и воспроизводит усвоенное в собственных практиках).
Таким образом, социология религии предстаёт в качестве специальной отрасли социологии, способствующей раскрытию социального содержания в сфере религии. К задачам социологии религии Меншинг относит исследование:
господствующих взаимосвязей религии со светскими общественными формами (семьёй, племенем, народом, государством);
социальных явлений, возникающих в самих религиях (отношения «учитель – ученики» и «наставник – последователи», различные типы и структура религиозных организаций и т. д.);
взаимоотношений между разнообразными религиозными сообществами.