Аквавива Сабино
Аквави́ва Саби́но (Сабино Самеле Аквавива) (Sabino Samele Acquaviva) (29.4.1927, Падуя – 29.12.2015, там же), итальянский социолог религии, получивший известность благодаря своим работам о секуляризации, писатель.
В 1967–1971 гг. преподаватель Университета Тренто, затем профессор социологии на факультете политической науки Падуанского университета, в 1977–1978 гг. декан этого факультета, в 1985–1988 гг. глава отделения социологии. В 1969–1971 гг. президент Международного общества социологии религии (Société Internationale de Sociologie des Religions, SISR).
В 1950–1960-х гг. Аквавива изучал динамику религиозности промышленно развитых обществ на обширном статистическом материале о состоянии христианских религиозных организаций в странах Западной Европы. Результаты изложены в труде «Закат священного в индустриальном обществе» («L’eclissi del sacro nella società industriale», 1961), переведённом на несколько европейских языков (Acquaviva. 1979). Эта работа принесла ему международную известность.
По мнению Аквавивы, постоянным и неизменным элементом в структуре религии является индивидуальное «внутреннее переживание» священного. Вероучения, ритуалы и организационная составляющая религии выступают как внешние формы и подвержены изменениям в зависимости от социальных условий.
Главный вывод Аквавивы – констатация неуклонного снижения востребованности традиционных религиозных идей и образов в современном индустриальном обществе. Причины этого – радикальные перемены в ключевых областях социальной жизни под действием факторов экономического и культурного развития, когда современный человек освобождается от прежних норм религиозной регламентации, утрачивает необходимость регулярного сопровождения актов жизнедеятельности религиозными обрядами и другими религиозными действиями. На смену сакрализации идёт индивидуальная и общественная секуляризация. Однако на уровне психической деятельности переживание священного не утрачивается, оно лишь вытесняется в сферу бессознательного и пребывает там в качестве архетипа, периодически активизируясь в религиозных настроениях людей.
Эти выводы Аквавивы стали одним из теоретических оснований различных теорий секуляризации в 1960-х гг. (в частности, работы П. Бергера, Б. Уилсона и др.). Однако в последующие десятилетия эмпирические исследования по социологии религии обнаружили в большинстве развитых стран, испытавших сильное влияние секуляризации, тенденцию «возвращения к священному» (Bell. 1978).
Поэтому в дальнейшем Аквавива уточнил суть своей концепции: секуляризация не устраняет священное из человеческой жизни, но приводит к изменению отношения людей с сакральными объектами – в этих отношениях исчезают элементы магии и обрядоверия, они все больше этизируются и переводятся в область нравственных установлений (Acquaviva. 1989).
В труде «Эрос, смерть и религиозный опыт» («Eros, morte ed esperienza religiosa», 1990) Аквавива уделяет главное внимание уже не столько внешнему социальному контексту религиозной жизни, сколько внутренним антропологическим основаниям религии, рассматривает религиозность как выражение существенных биопсихологических потребностей индивида.
Помимо религии многочисленные работы Аквавивы охватывали самый широкий круг тем: политика, демократия, политический терроризм. Также был автором художественных произведений – например, романа «Девушка из гетто» («La ragazza del ghetto», 1996).