Бейнбридж Уильям Симс
Бе́йнбридж Уи́льям Симс, Уильям Симс Байнбридж (William Sims Bainbridge) (род. 12.10.1940, штат Коннектикут), американский социолог, исследователь религии, профессор Университета Джорджа Мейсона в штате Виргиния. Бейнбридж получил гуманитарное образование в Йельском и Бостонском университетах, защитил докторскую диссертацию по социологии в Гарвардском университете.
Наибольшую известность Бейнбриджу принесли его исследования новых религиозных движений (НРД) и культов. В течение нескольких лет он занимался включённым наблюдением за деятельностью религиозной общины «Церковь процесса» (ответвление Сайентологической церкви), результаты которого опубликовал в книге «Власть Сатаны» («Satan’s Power: A Deviant Psychotherapy Cult», 1978). Общей характеристике НРД посвящена книга Бейнбриджа «Социология религиозных движений» («The Sociology of Religious Movements», 1997). В 2002 г. вышло ещё одно большое его исследование нетрадиционной религиозности – «Семья конца времён» («The Endtime Family: Children of God», 2002), посвящённое получившему широкое распространение НРД «Международная семья – Дети Бога». Ему принадлежит также ряд работ по социологии и социальной психологии по вопросам космонавтики, компьютерных игр, музыкального творчества: «Революция космических полётов» («The Spaceflight Revolution», 1976), «Эксперименты в психологии» («Experiments in Psychology», 1986), «Электронные боги: вера против фантазии в компьютерных играх» («e-Gods: Faith versus Fantasy in Computer Gaming», 2013) и др.
В 1970–1980 гг. Бейнбридж вместе с Р. Старком занимался разработкой теории «религиозного обращения» в современном обществе. Этому посвящены их многочисленные публикации в научной периодике, завершением которых стал написанный в соавторстве труд «Будущее религии: секуляризация, религиозное пробуждение и формирование культов» («The Future of Religion: Secularization, Revival, and Cult Formation», 1985). Исследователи определили сходство и различие между религиозной сектой и нетрадиционным культом. Общим для обоих явлений оказывается их состояние на начальной стадии существования – напряжённость и конфликтность взаимоотношений с обществом и традиционной религией. Дальнейшая судьба может быть также сходной, чаще всего и религиозные секты, и нетрадиционный культ ожидает распад, однако при способности адаптироваться к социуму и параллельном угасании первичной страстности не исключены перерастание в деноминацию и последующая интеграция в состав приемлемых для общества религий. Но если секты стремятся «вернуться к истокам» традиции, то нетрадиционные культы вырастают из новаций, отвергающих прежние способы религиозной жизни. Бейнбридж и Старк рассмотрели четыре «базовые» модели образования нетрадиционных религиозных культов: 1) «психопатологическая» (возникает как следствие стрессового состояния основателя, для которого его личный религиозный опыт оказывается терапевтическим средством и в этом качестве предлагается как духовная панацея последователям учения); 2) «предпринимательская» (возникает, когда основатель из освоенных им некогда разных религиозных учений вырабатывает некий новый продукт и продвигает его подобно товару на рынке духовных услуг); 3) «социальная» (возникает из объединения группы индивидов на основе общих духовных исканий, переживаний и эмоциональных реакций); 4) «модель нормализованного откровения» (возникает, когда лидер-основатель уверен сам и убеждает последователей в сверхъестественном происхождении обычных явлений окружающего мира и в своей роли посредника с творящим этот мир источником Откровения).
В другом совместном труде, «Теория религии» («A Theory of Religion», 1987), сформулированы выводы, получившие известность под общим названием «теория Старка – Бейнбриджа», которые вызвали разностороннее обсуждение в среде специалистов по социологии и психологии религии. Позднее оба учёных уточнили некоторые свои положения в совместной работе «Религия, отклоняющееся поведение и социальный контроль» («Religion, Deviance, and Social Control», 1996).