Эрвьё-Леже Даниэль
Эрвьё-Леже́ Даниэ́ль (Danièle Hervieu-Léger) (род. 3.2.1947, Париж), ведущий современный французский социолог религии. Исследователь проблем современной религиозности: секуляризации, трансформации институтов и форм религиозности, индивидуализации веры.
Окончила юридический факультет Парижского института политических исследований, PhD (doctorat ex sociologia) и доктор гуманитарных и социальных наук.
Работала в группе социологии религии Национального центра научных исследований, в 1974–1993 гг. директор по исследованиям центра. С 1992 г. профессор (руководитель исследований, directeur d'études) по обучению в Школе высших социальных исследований, с 1993 по 2004 гг. руководила Центром междисциплинарных исследований явлений религии. С 1986 по 2005 гг. главный редактор журнала Archives de Sciences Sociales des Religions («Архивы общественных наук религии»). C 2004 по 2009 гг. президент Школы высших социальных исследований. Член Европейского центра религиозной антропологии и Центра исторических исследований.
С 2009 по 2012 гг. председатель управляющего совета Национального института демографических исследований. Член управляющих советов Французского института международных отношений и Высшей нормальной школы в г. Кашан, а также член Научного совета Института высших научных исследований и методов.
Бо́льшую часть своих исследований Эрвьё-Леже посвятила социологическому изучению и теоретической интерпретации проблем современной религиозности: секуляризации, трансформации институтов и форм религиозности, индивидуализации веры. Вопросы коллективной памяти как черты стабильности и религиозных изменений стали красной нитью её исследований с начала научной карьеры. В исследованиях по социологии христианства она уделяет особое внимание проблемам передачи, преобразования и формирования новой религиозной идентичности в современности, отношениям светского государства и религии, проблемам полирелигиозности, толерантности и религиозного плюрализма.
В 1990-х гг. Эрвьё-Леже концентрирует своё внимание на анализе религиозного феномена в условиях, когда с середины 1970-х гг. одновременно происходят противоречивые и разнонаправленные общественные процессы: размывание социального влияния исторических (традиционных) религий, распространение новых религиозных движений, преобладание индивидуализма, возвращение религии в общественную жизнь, подъём интегрализма (понимаемого как стремление к строгой религиозной идентичности, доминирующей в определённом обществе) во всём мире. Всё это привело к резкому пересмотру классических теорий секуляризации. Обычные теоретические инструменты не могли отвечать новой ситуации. Статические определения религии на основе содержания верований или религиозного поведения (в том числе посещения религиозных служб) не учитывали многообразия связанных с религией явлений (массовые спортивные мероприятия, поведение фанатов на рок-концертах или «политические религии»), в которых, по словам Эрвьё-Леже, «происходит нечто по-современному религиозное» (Hervieu-Léger. 1993b). По мнению Эрвьё-Леже, они свидетельствуют о расширении сферы религии в обществе, в них находит отражение ключевой вопрос о смысле жизни и предназначении человека, о мире, в котором он/она живёт.
Цель исследований Эрвьё-Леже – возвращение в новых современных терминах к определению религии, предложенному отцами-основателями социологии – Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Отправной точкой в этом может служить обращение к конкретной форме религиозной веры, которая характерна как для традиционных, так и для современных религий, – к «разрешённой памяти» (une mémoire autorisée), т. е. к традиции. Этому посвящена её работа «Религия как память» («La religion pour mémoire», 1993; на русский часто буквально переводится с английского издания как «Религия как цепь памяти»).
Позднее, на рубеже тысячелетий, Эрвьё-Леже сделала вывод о конце «унаследованной религиозной идентичности» и рассмотрела появление новых типов верующих – «паломника» и «обращённого», которые больше соответствуют новому менталитету индивидуализма, проявляющемуся настолько, что даже традиционный прихожанин определяет своё желание выполнять религиозные предписания, и в особенности регулярное посещение богослужений, как осознанный и индивидуальный выбор. Также Эрвьё-Леже анализирует процессы взаимодействия религиозной общины и светского общества, приходя к выводу как о кризисе самого института общины, так и о дисфункции светской политики. Этому уделяется большое внимание в этапной работе «Религия в движении: паломник и обращенный» («Le pèlerin et le converti: la religion en mouvement», 1999).
Её последние работы касаются процессов дислокации и реорганизации христианской культурной матрицы западноевропейских обществ, рассматриваемых через феномены «экскультурации» (т. е. исключения христианства из современной культуры) и патримониализации (т. е. рассмотрения религии только в рамках унаследованной традиции) римского католицизма. Книга Эрвьё-Леже «Время монахов: затвор и гостеприимство» («Le temps des moines: clôture et hospitalité», 2017) на примере монашества рассматривает особенности современного понимания проблемы времени в христианстве (мировое, церковное и эсхатологическое время).