#Современные религиозные процессы
Современные религиозные процессы
Тег

Современные религиозные процессы

Современные религиозные процессы
Найденo 111 статей
Социология
Научные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели
Деприватизация религии
Деприватиза́ция рели́гии, концепция американского социолога религии Х. Казановы, изложенная им в работе «Публичные религии в современном мире» («Public Religions in the Modern World», 1994). Cогласно этой концепции, сегодня мы становимся свидетелями относительно глобальной тенденции – процесса деприватизации религии, когда «мировые религиозные традиции отказываются принять роль маргинальной приватизированной религии, предписанной им теориями модернизации и секуляризации». Эта концепция получила большой отклик и распространение не только в научном сообществе, но и в публичном дискурсе, способствуя, с одной стороны, анализу публично-приватной религиозной сферы, новому видению религии и её места в современном мире, особой роли «публичных религий», а с другой стороны – критическому переосмыслению теорий секуляризации.
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Квазирелигия
Квазирели́гия, феномен современной духовной жизни, сочетающий черты, свойственные как религиозным, так и нерелигиозным движениям. Исторически первыми данной тематике были посвящены работы исследователей, для которых характерна теологическая и феноменологическая ориентация. В первую очередь, это теолог П. Тиллих, первым разработавший концепцию квазирелигий в 1950–1960-е гг., и его последователи. Их концепции квазирелигий можно условно назвать «феноменологическими», поскольку основания их были заложены во время уверенного господства феноменологического подхода в западном религиоведении. Во 2-й половине 20 в. создаётся новый круг теорий квазирелигий. В первую очередь это концепция квазирелигий, которую разрабатывает ряд американских социологов во главе с А. Грилом. Социологическая установка этих авторов выражается в предпочтении конструктивистских и функциональных определений религии сущностным и теологическим. Их теорию квазирелигий можно назвать «социологической».
Социология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Реакция шведов на крушение парома «Эстония»
Реакция шведов на крушение парома «Эстония». В качестве примера викарной религии Г. Дейви приводит реакцию населения Швеции на крушение парома «Эстония» в Балтийском море в 1994 г. В этой трагедии погибли 852 человека. Это было кораблекрушение с самым крупным числом человеческих жертв в Балтийском море в мирное время. Для шведов это событие стало шоком, реакцией на который стали массовые посещения церквей – чтобы поставить свечи, побыть в одиночестве, но и чтобы услышать кого-то (например, священника), кто озвучит от их лица чувства народа и значение этой трагедии для жизни человека. Как считает Дейви, возможно, шведы продолжают поддерживать свои церкви, несмотря на очень невысокий уровень индивидуальной религиозности, именно в силу того, что воспринимают их в качестве места, куда можно прийти, чтобы пережить подобные трагические события (Davie G. Vicarious religion: a methodological challenge // Everyday religion. Oxford ; New York, 2007. P. 28).
Социология
1
2
3
4
5