Йингер Джон Милтон
Йи́нгер Джон Ми́лтон (John Milton Yinger) (25.7.1916, деревня Квинси, штат Мичиган – 28.7.2011, Оберлин, штат Огайо), американский социолог и антрополог, представитель функционализма.
Родился в большой семье методистских рукоположённых служителей, Джорджа и Эммы (Бэнкрофт) Йингер, имел пятерых братьев и двух сестёр. Изучал социологию в Университете Депо, в Университете штата Луизиана (присвоена степень магистра) и в Университете Висконсина (присвоена степень доктора). Начав свою профессорскую карьеру в Уэслианском университете (штат Огайо), Йингер перешёл в Оберлинский колледж, где проработал до выхода на пенсию и длительное время (1947–1987) занимал должность профессора социологии и антропологии, а впоследствии удостоился звания заслуженного профессора.
Заслуженный профессор Университета Депо (Гринкасл, штат Индиана) и Сиракузского университета (штат Нью-Йорк). Президент Северной центральной социологической ассоциации (1950–1951).
Автор 13 книг и десятков статей в профессиональных журналах. Его учебник «Расовые и культурные меньшинства», написанный в соавторстве с Дж. Симпсоном, выдержал 5 изданий и получил в 1959 г. литературную премию Анисфилда–Вольфа за лучшую научную работу по межрасовым отношениям. Другая книга Йингера – «Научное исследование религии» – широко цитируется на Западе как одна из основных работ в этой области.
За выдающийся вклад в социологию Йингер избран президентом Американской социологической ассоциации в 1976–1977 гг.
В сферу основных научных интересов Йингера входили: вопросы социологии религии, расовых и этнических отношений и социологии контркультур. Йингер – автор функционального определения религии. Согласно его воззрениям, социальные явления можно определить как религиозные, если они задают цель и смысл жизни перед лицом смерти, страдания, зла и несправедливости. Религию Йингер определяет как «систему верований и практик, посредством которых группа людей решает высшие (ultimate) проблемы своей жизни» (Yinger. 1970. P. 7), а именно, религия помогает людям преодолевать отчаяние, безнадёжность и тщетность. Изучение религиозности Йингер предлагал проводить путём измерения по 5-балльной шкале оценок (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») позиций людей в отношении «главного вопроса». Предложенный им метод породил много исследований «невидимой религии» в обществе.
Йингер считал, что в быстро меняющихся обществах могут возникнуть совершенно новые формы религии, поэтому изучение религии должно охватывать, в том числе, нетеистические и даже исключающие понятие сверхъестественного системы верований и практик. Так, глубокая вера в конечную ценность нации или капитализма может, по сути, стать религией.
Разработанная Йингером типология религиозных объединений, наиболее полная версия которой представлена в его книге «Научное изучение религии» («The scientific study of Religion», 1970), освещает многолинейный процесс динамики и эволюции религиозных объединений. Также в «Научном исследовании религии» Йингер предпринял попытку синтезировать идеи теории конфликта, функциональных и структурно-функциональных теорий в полевую теорию религии, которая является одной из наиболее интересных попыток синтеза элементов функционального и конфликтологического анализа.