Ле Бра Габриель
Ле Бра́ Габрие́ль (Gabriel Le Bras) (23.7.1891, Пемполь, департамент Кот-дю-Нор, ныне департамент Кот-д’Армор, регион Бретань – 18.2.1970, Париж), французский историк и правовед, один из родоначальников «религиозной социологии» и социологии религии, основатель журнала «Религиозные архивы социальных наук».
Изучал юриспруденцию и философию в Университете Ренна (1908–1911). В 1911–1914 гг. обучался в Парижском университете и Школе высших исследований, в 1920 г. получил степень доктора политэкономических наук, а в 1922 г. – доктора юридических наук. Первоначально Ле Бра – профессор римского права и истории права в Страсбурском университете; с 1929 г. – профессор, а в 1959–1962 гг. – декан юридического факультета Парижского университета. В 1931–1964 гг. возглавлял в Практической школе высших исследований отделение религиозных наук, с 1948 г. – также отделение социально-экономических наук; с 1945 г. – консультант по религиозным вопросам в Министерстве иностранных дел Франции; в 1947–1968 гг. – президент Французского социологического общества и Общества церковной истории.
Научные интересы и созданные им труды имеют отношение к трём областям: истории юриспруденции и основам церковного права; истории средневековых институтов; религиозной социологии. Знание истории церковного права и средневековых институтов в немалой степени способствовало его исследованиям в области религиозной социологии, которые, в свою очередь, оказывали благотворное влияние на историко-правовые изыскания. Большой заслугой Ле Бра было то, что он обратился к изучению религиозности на эмпирическом уровне, преодолев мнение о том, что вера не может быть предметом социологического анализа. Практически отождествив «религиозность» с «церковной практикой», он показал социальный срез религиозных установок и верований и выявил зависимость «церковной активности» от социальной принадлежности. Занимаясь изучением религиозного состояния Франции, он обратился к анализу исторических источников и юридических документов католических епархий и приходов, начиная с эпохи Меровингов вплоть до 1-й трети 20 в., с целью создания религиозной (католической) карты Франции.
Первая программа его исследования, сформулированная в 1931 г. и опубликованная в 1955-м в 1-м томе «Этюдов религиозной социологии» («Études de sociologie religieuse»), включала несколько этапов. Во-первых, сбор и анализ любой доступной учёному информации и документации, включая статистические данные, дающие возможность составить социально-демографический портрет католического прихода или епархии; отчёты священнослужителей, нормативные акты, любые печатные и периодические издания, воспоминания и заметки о религиозной жизни данного региона. Во-вторых, определение численности католической епархии (прихода) по числу рождений, крещений, венчаний, регистрации браков и похорон. В-третьих, определение религиозности на основе её главных критериев, к которым Ле Бра относил: присутствие на воскресной мессе; причащение на Пасху; причащение каждый месяц, каждую неделю; участие в церковной жизни прихода (епархии). В-четвёртых, монографическое описание нескольких приходов и округов с точки зрения уровня религиозности – религиозный приход, индифферентный приход, нерелигиозный приход. Целью Ле Бра было не просто конфессиональное картографирование, принятое в исторической науке, но составление религиозной карты прихода, округа, епархии, отдельных регионов, страны в целом. Для решения этой глобальной задачи была создана определённая методика исследования, позволявшая проследить эволюцию религиозности в исторической перспективе и показать связь исторических, социокультурных и духовных факторов.
Стремясь показать и объяснить различные аспекты религиозности во всём многообразии её проявлений, Ле Бра использует понятие «религиозная жизнь», равнозначное в данном случае понятию «христианская жизнь». Поскольку предмет его исследования – религия во Франции, то речь идёт прежде всего о католичестве. «Христианская жизнь», по его мнению, – это «вся духовная жизнь христианина, составляющая сферу священнической юрисдикции». Для её описания были выделены следующие критерии: 1) «прямота веры», т. е. система религиозных взглядов, степень их ортодоксальности и приверженности религии; 2) общественные нравы; 3) участие в культовой практике. В одной из работ, вошедших в «Этюды…», посвящённой изучению религиозной практики, Ле Бра предложил рассматривать церковную организацию, государство и цивилизацию как факторы, способствующие религиозной солидарности и росту влияния религии в обществе; конфликтам, расколам и кризисам; единству и солидарности всего общества. Впоследствии, в работе «Церковные институты средневекового христианства» («Institutions ecclésiastique de la chrétienté médiévale», 1959–1964), он применил эту схему к периоду «классической эпохи» французской истории, продемонстрировав плодотворность социологического подхода к анализу исторических феноменов.
Будучи верующим католиком, Ле Бра подходил к изучению религии, руководствуясь своей «религиозной ориентацией», т. е. «изнутри» веры. Многие социологи отмечали преимущества такого подхода: прекрасное знание её смысла, значений, структуры, целей, а также сравнительно лёгкий доступ к документации и разного рода данным. В результате исследование проводится с особым пониманием, тщательностью и ответственностью. С другой стороны, у такого исследования есть свои недостатки, т. к. исследователь связан в своих действиях и выводах безграничным доверием к своей вере (религии) и стремлением показать её в выгодном свете, от чего страдает объективность.
Такие исследования, проводившиеся, как правило, в рамках той или иной христианской конфессии и начало которым было положено именно благодаря Ле Бра, получили название «религиозная социология». К недостаткам его работы в данной области относили излишнюю социографическую направленность, недостаточно глубокий анализ данных и открытую приверженность католической религии. Но он был первооткрывателем в данной области и, учитывая масштабность работы, полагал, что лишь совместными усилиями учёных разных областей по усовершенствованию его методики и всестороннего анализа полученных данных можно достичь желаемого результата в религиозных исследованиях. Несмотря на сложности, Ле Бра удалось достигнуть значительных результатов в описании «религиозной жизни» католической Франции и её социальных детерминант. Так, он показал, что традиции религиозности или равнодушия к религии уходят корнями в глубокую старину: есть районы религиозные – как сегодня, так и в прошлом, – а есть такие, которые всегда были равнодушны к религии или вовсе не религиозны. Именно работы Ле Бра и его школы (С. Бонне, Ф. Изамбер, Ж. Метр) позволили сделать более детальным и дифференцированным изучение взаимосвязи «церковной активности» и «социальной стратификации». В немалой степени они способствовали росту исследований в данной области, оказав огромное влияние на разработку методов религиозных исследований, типологии и критериев религиозности, а в конечном счёте и на становление «социологии религии».