Бюджетная система Российской Федерации
Бюдже́тная систе́ма Росси́йской Федера́ции, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [абзац 4 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)].
Элементный состав бюджетной системы РФ складывается из бюджетов различных видов: бюджетов публично-правовых образований [государственные бюджеты, негосударственные (местные) бюджеты] и бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, с 1 января 2023 – единый Фонд пенсионного и социального страхования РФ; фонды обязательного медицинского страхования).
Однако бюджетная система РФ представляет собой не просто совокупность элементов, а системное образование, в котором бюджеты сгруппированы по уровням публичной власти и объединены отношениями по взаимной передаче бюджетных средств.
Структура бюджетной системы задана федеративным устройством России и включает в себя 3 уровня:
Первый уровень объединяет федеральный бюджет, бюджет Фонда пенсионного и социального страхования (с 1 января 2023), бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На втором уровне находятся бюджеты субъектов РФ (республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения) и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. К этому же уровню необходимо отнести бюджет федеральной территории «Сириус» (Федеральный закон от 22 декабря 2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"»).
Третий уровень бюджетной системы РФ охватывает все местные бюджеты, количество которых достигает 19 655 ед. по количеству соответствующих муниципальных образований (по состоянию на 1 января 2022 // Федеральная служба государственной статистики) и которые структурно распадаются на 2 уровня. На верхнем уровне находятся бюджеты городских и муниципальных округов, муниципальных районов и бюджеты муниципальных образований городов федерального значения. На нижнем (первичном) уровне бюджетной системы сосредоточены самые многочисленные бюджеты городских и сельских поселений, а также бюджеты внутригородских районов. Существование муниципальных внебюджетных фондов Бюджетный кодекс РФ не предусматривает.
Бюджетный кодекс РФ закрепляет специальный принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – публичных субъектов, бюджеты которых относятся к одному уровню (ст. 31.1 БК РФ). Данный принцип предполагает равенство в вопросах использования единых принципов и требований к установлению и исполнению расходных обязательств, в формировании налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в определении объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Бюджетная система действует на основе нескольких важнейших принципов:
самостоятельности бюджетов;
единства;
Действие указанных, а также других, закреплённых в БК РФ, принципов (глава 5), порождает такие свойства бюджетной системы РФ, как иерархичность, централизация и унитарность (Шевелева. 2004). На практике это приводит к концентрации значительного объёма бюджетных средств в федеральном бюджете и последующему их перераспределению бюджетам субъектов РФ, которые, в свою очередь, перераспределяют федеральные бюджетные средства и средства собственного бюджета между бюджетами муниципальных образований по установленным правилам и нормативам. Такой механизм позволяет обеспечивать сбалансированность всех бюджетов, т. е. соответствие объёма доходов объёму расходов на реализацию публичных полномочий. Достижение сбалансированности бюджетов не является самоцелью, оно направлено на финансовое обеспечение конституционных прав граждан.
В конечном итоге система межбюджетных отношений обеспечивает взаимодействие между федеральным бюджетом и региональными бюджетами; бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами; между различными местными бюджетами (например, бюджетом муниципального района и бюджетами городских и сельских поселений). При этом средства федерального бюджета могут быть переданы целевым образом (субсидии) в бюджеты субъектов РФ для дальнейшего их распределения местным бюджетам с сохранением целевого предназначения.
Эффективный и целевой характер их использования составляет предмет контроля со стороны органов финансового контроля всех публично-правовых образований. Контрольные полномочия пронизывают весь механизм межбюджетных трансфертов; в контрольной деятельности задействованы как органы исполнительной власти (финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральное казначейство), так и контрольные органы представительной власти (Счётная палата РФ, контрольно-счётные органы регионов и муниципалитетов).
Инструментами вторичного перераспределения бюджетных средств выступают межбюджетные трансферты, в число которых входят субвенции, субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты. Последние образуют отдельный вид межбюджетных трансфертов, получивших специальное регулирование в 2019 г. Они могут предоставляться, например, из резервного фонда Президента Российской Федерации (ст. 132.1 БК РФ). Каждый вид межбюджетных трансфертов имеет свою сферу применения:
субвенции используются для финансового обеспечения переданных государственных полномочий (от Российской Федерации субъектам РФ; от субъектов РФ – муниципальным образованиям);
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, призванные нивелировать разницу в экономическом развитии регионов и муниципалитетов;
субсидии используются для оказания финансовой поддержки субъектов РФ и органов местного самоуправления в реализации ими конкретных полномочий в экономической или социальной сфере (например, обеспечение жильём молодых семей и т. д.).
Для бюджетной системы РФ характерно то, что в ней существуют не только прямые межбюджетные трансферты, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, но и обратные межбюджетные трансферты, именуемые субсидиями или субвенциями. Каждый случай обратных субсидий имеет отдельное основание в Бюджетном кодексе РФ (например, ст. 138.1). Субсидии могут использоваться либо для бюджетного выравнивания (ст. 142.2 БК РФ), либо для финансового обеспечения передаваемых «наверх» полномочий. В этом случае для юридического оформления используется институт заключения соглашений между органами исполнительной власти.
Сложившаяся на основании Бюджетного кодекса РФ бюджетная система объективно соответствует актуальной системе управленческих отношений в экономической и социальной сферах Российской Федерации, обеспечивает устойчивость финансовой системы государства к воздействию негативных внешних факторов и создаёт определённую стабильность во внутреннем обороте.