Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь»
Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь». Международная стратегическая концепция Китая, объединяет проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь 21-го века».
Направлена на развитие транспортной инфраструктуры, совершенствование существующих и создание новых экономических и транспортных коридоров, торговых путей и развитие торговых отношений между Китаем и странами Центральной Азии, Европы и Африки.
Стратегия считается центральным элементом внешней политики генерального секретаря Коммунистической партии Китая и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, который первоначально объявил её как «Экономический пояс Шёлкового пути» в рамках официального визита в Казахстан в сентябре 2013 г. Является частью плана 13-й пятилетки Китая 2016–2020 гг. и рассчитана на несколько десятилетий.
Для развития сотрудничества было предложено 5 мер: либерализация торговли, свободное передвижение капитала, политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры и укрепление взаимопонимания между народами (Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь» // РИА Новости. Дата публикации: 14 мая 2017).
Проект «Один пояс – один путь» является открытым для всех стран, международных и региональных организаций. Среди них: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Китай – АСЕАН (формат «10 + 1»), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум «Азия – Европа» (АСЕМ), «Диалог по сотрудничеству в Азии» (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Форум китайско-арабского сотрудничества, «Диалог Китай – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива» (Китай – ССАГПЗ), Экономическое сотрудничество субрегиона Большого Меконга (СБМ), Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС).
В рамках проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» рассматривается создание 6 сухопутных экономических коридоров: Евразийский сухопутный мост, Китай – Индокитай, Китай – Монголия – Россия, Китай – Пакистан, Китай – Центральная Азия – Западная Азия, Бангладеш – Индия – Мьянма – Китай.
Проект «Морской Шёлковый путь 21-го века» включает в себя создание 2 морских маршрутов из морских портов Китая через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана и в Индийский океан до Европы.
В целях финансирования проектов концепции «Один пояс – один путь» в 2014 г. в Китае были созданы 2 новых финансовых института: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шёлкового пути.
АБИИ запустил операционную деятельность в 2016 г. и пока проходит стадию институционального становления. Целями деятельности АБИИ являются: содействие устойчивому экономическому развитию, повышение благосостояния и улучшение инфраструктурных связей в Азии путём осуществления инвестиций в инфраструктуру и другие производственные сектора экономики, стимулирование регионального сотрудничества и партнёрства в решении проблем в области развития за счёт тесного взаимодействия с другими многосторонними и двусторонними институтами развития. Акционерами банка являются более 90 стран. Учредительными документами АБИИ предусмотрено, что региональные акционеры владеют 75 % капитала, а нерегиональные государства обладают долей в капитале АБИИ в размере 25 %. КНР, Российская Федерация и Индия выступают крупнейшими региональными акционерами АБИИ, располагая 1-й, 3-й и 2-й долями в его капитале соответственно (29,8, 6,5, 8,4 %). Официальный язык банка – английский. Штаб-квартира расположена в Пекине (КНР) (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) // Министерство экономического развития Российской Федерации).
Фонд Шёлкового пути был создан в декабре 2014 г. в Пекине. Его основной целью является поиск инвестиционных возможностей и помощь в реализации проектов в странах вдоль Нового шёлкового пути. Фонд финансирует проекты только в долларах и евро с целью привлечения к совместному инвестированию иностранных и международных финансовых организаций. Весь капитал принадлежит Китаю; основные источники финансирования: золотовалютные резервы КНР – 65 %, Китайская инвестиционная корпорация – 15 %, Экспортно-импортный банк Китая – 15 %, Банк развития Китая – 5 %.
В мае 2015 г., во время визита Си Цзиньпина в Россию, главами России и Китая было принято Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шёлкового пути». Более 100 стран и международных организаций выразили готовность поддержать инициативу.