Франчайзинг
Франча́йзинг, форма договорных отношений, при которых одна сторона – владелец бренда и метода ведения бизнеса (франчайзер) – передаёт другой стороне (франчайзи) право на их использование.
Понятие франчайзинга
Договорные отношения между франчайзером и франчайзи подразумевают, что франчайзер предоставляет за вознаграждение услуги по передаче ноу-хау и организации обучения персонала франчайзи, а франчайзи, в свою очередь, использует товарный знак, формат или процедуры ведения бизнеса (бизнес-модель), принадлежащие франчайзеру и контролируемые им.
Если владелец предприятия стремится расширить географический охват или долю рынка своего бизнеса с наименьшими финансовыми и организационными затратами и бренд его продукции узнаваем, он может предложить потенциальным партнёрам заключить договор франчайзинга.
Правила и договоры франчайзинга
Франчайзи обязан соблюдать строгие принципы и правила функционирования бизнеса, которые разрабатываются для сохранения и поддержки бренда франчайзера.
Роялти взимаются регулярно до тех пор, пока франчайзи владеет франшизой. По данным Международной ассоциации франчайзинга (International Franchise Association, IFA), 6,5 % – средняя величина роялти, которая колеблется в зависимости от вида деятельности. В ресторанном и гостиничном бизнесе роялти могут быть значительно ниже, чем в других областях, и в среднем составляют 4,5 %. Вместе с тем некоторые бренды быстрого питания устанавливают уровень роялти выше 10 %. Согласно данным IFA, в сфере ритейла средняя величина роялти составляет 6 %, в продаже недвижимости – 7,5 %, образовании – 8,5 % (см. Роялти: что это такое и какой размер приемлемый). Возможны также платежи в виде процента от продаж. В обмен на эти платежи франчайзи может получать постоянную поддержку ведения бизнеса в виде маркетинговых действий франчайзера (например, рекламных акций), а также организацию им обучения персонала, если это предусмотрено договором франчайзинга.
Договоры франчайзинга могут включать различные пункты, касающиеся условий сделки в зависимости от типа бизнеса и используемых франчайзером бизнес-моделей.
Договором может быть предусмотрено, что франчайзи также финансирует расходы франчайзера на обучение сотрудников своего предприятия, приобретение необходимого оборудования и получение у франчайзера консультационных услуг.
Одно из правил франчайзинга заключается в раскрытии франчайзерами ключевой информации по операционной деятельности франчайзи, заключившим договор франчайзинга.
Договор носит временный характер и не предполагает отчуждение франчайзи переданных по договору прав владельца данного бизнеса. В зависимости от договорённостей срок действия франчайзинговых договоров, как правило, составляет от 5 до 30 лет. В случае нарушения франчайзи условий договора или его преждевременного расторжения предусматриваются штрафные санкции.
Виды франчайзинга
В большинстве случаев франчайзер передаёт франчайзи права на использование бизнес-модели, товарного знака и операционных систем, т. е. всей системы управления компанией. Такой (первый) вид франчайзинга часто называют передачей бизнес-формата франчайзера. При этом франчайзи, как правило, также получает дополнительные услуги (маркетинговые, консультационные, услуги по организации контроля качества).
Второй вид франчайзинга – передача прав на дистрибуцию товаров и услуг франчайзера. Договоры франчайзинга предоставляют франчайзи права на продажу и дистрибуцию продукции франчайзера при условии использования товарного знака, логотипа и фирменного наименования. Эти договоры часто не предусматривают предоставление франчайзи операционных систем для ведения бизнеса. Франчайзинг по дистрибуции занимает бо́льшую долю в общем объёме продаж франшиз, нежели франчайзинг бизнес-формата.
Третий вид – производственный франчайзинг, когда франчайзер передаёт франчайзи права на производство и продажу своей продукции (например, прохладительных напитков или одежды) под фирменными торговыми марками. Например, по данным Forbes (см. 30 самых выгодных франшиз – 2022. Рейтинг Forbes), в Российской Федерации франчайзинг в наибольшей степени развит в сфере общественного питания («Додо пицца», Papa John’s, Cofix, «IL Патио», «Суши-Маркет», «Лаваш»), торговли (Fix Price, «Мария», Ozon, «Авокадо») и оказания медицинских услуг (лабораторные службы «Хеликс», «Гемотест», CMD, «Инвитро»).
Преимущества и недостатки франчайзинга по сравнению со стартапом
По сравнению с открытием стартапа франчайзинг имеет преимущества и недостатки. Преимущества:
экономия времени при начале бизнеса;
возможность избежать многих рисков, связанных с открытием бизнеса (особенно при вхождении в высококонкурентную отрасль);
наличие готовой бизнес-модели, т. е. стабильной, проверенной временем модели ведения успешного бизнеса;
проверенные на рынке продукты и услуги во многих случаях являются признанным брендом, что даёт возможность сэкономить затраты на рекламу и продвижение товаров, услуг;
Кроме того, франчайзи может получить от франчайзера ряд профессиональных услуг, включающих в себя:
помощь в разработке сайта;
организацию обучения сотрудников и управленческой команды;
исследования и разработку новых продуктов и услуг;
первоначальный и дальнейший маркетинг и рекламу.
Недостатки:
большие первоначальные вложения во франшизу;
регулярные расходы на роялти;
отсутствие возможности изменить бизнес-модель или местоположение предприятия;
ограниченные возможности франчайзи проявлять предпринимательскую инициативу.
История возникновения франчайзинга
Широко распространено мнение, что концепция франчайзинга впервые стала применяться в середине 19 в. двумя американскими компаниями – McCormick (производство уборочной техники, ныне Navistar International) и I. M. Singer (производство швейных машин, ныне Singer Company). В этих компаниях были разработаны организационные, маркетинговые и распределительные системы, которые заложили основы франчайзинга (см. Богомолов. 2015; Малинников. 2021).
В 1920-х и 1930-х гг. франшизы появились в сфере ресторанного бизнеса и гостиничных услуг. Широкое распространение франчайзинга в индустрии быстрого питания началось с 1950-х гг.
Лидерами по распространению франчайзинга являются США, Китай и Австралия. По состоянию на начало 21 в. в США насчитывается более 785 тыс. франчайзинговых заведений (см. Стороны света. Франчайзинг в разных странах мира; Зименков. 2022. С. 72–73).
Рынок франшиз российских предприятий главным образом представлен сферой услуг (МТС), предприятиями общественного питания или торговлей («Пятёрочка», «Вилгуд», «Тонус-клуб», «Гемотест» и др.; см. МТС занял первое место в рейтинге франшиз Топ-100; История возникновения франчайзинга).