Государство всеобщего благоденствия
Госуда́рство всео́бщего благоде́нствия (англ. welfare state), концепция, утверждающая возможность и необходимость создания государства, целью которого является забота о благосостоянии всех его граждан. Получила распространение после 2-й мировой войны не только в социально-экономической мысли, но и в реальной политике ряда стран. Генетически государство всеобщего благоденствия связано с буржуазно-реформистским (И. Бентам, Э. Чедвик, Ч. Бут) и социал-демократическим движениями, идеями социальной справедливости, равенства, а также с практикой общественной благотворительности. Теоретическую основу этой концепции составляют следующие положения: благосостояние общества складывается из благосостояния всех его членов; государство обязано – в противовес либеральным идеям невмешательства – регулировать не только экономику, но и социальную сферу, в том числе перераспределять общественные блага в пользу беднейших слоёв населения; бедность – социальное зло, которое общество может и должно искоренить.
Основные черты государства, служащего всему населению, были разработаны уже в середине 19 в. Л. фон Штейном и объединены в понятии «социальное государство» (Sozialstaat). В 19 – начале 20 вв. идеи социального государства выражались в основном в виде отдельных социальных реформ в законодательстве в сфере труда и социального обеспечения. В 1929 г. П. А. Ханссон выдвинул шведский проект государства всеобщего благоденствия, который в течение 1930-х гг. должен был превратить страну в «дом для народа». В 1942 г. в британском парламенте рассматривался всеобъемлющий план руководства социальным прогрессом, получивший название «план Бевериджа» и принятый к осуществлению в послевоенной Англии и затем в Бельгии, Нидерландах, Германии, Швеции, Франции и других странах. С 1950-х гг. «социальное государство» стало конституционным принципом большинства западных стран. Наибольший расцвет реальная политика государства всеобщего благоденствия получила в конце 1950-х – начале 1960-х гг., когда стало возможным массовое потребление высокотехнологичных товаров и услуг, а также культуры. Социальные мыслители поддерживали такой проект государства как основу для формирования активных граждан, участников социальных и политических процессов (Т. Маршалл) и как профилактическое средство против конфликтов, которыми чревато развитое индустриальное общество (Т. Парсонс). На практике концепция государства всеобщего благоденствия выражалась в виде комплекса социальных программ в сфере социального обеспечения, здравоохранения, жилищного строительства и образования, направленных на поддержание достаточно высокого уровня жизни всех членов общества.
В начале 1980-х гг. данная концепция подверглась критике со стороны неоконсерваторов, которые ратовали за активизацию частного сектора в экономике и ограничение вмешательства государства по крайней мере в некоторые её отрасли (политика М. Тэтчер, Р. Рейгана). Отмечалось, что социальные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного роста, снижают уровень инвестиций в производство, вызывая тем самым экономический спад. Решение этих проблем предлагалось через введение ограничений на бюджетные расходы, усиление рыночных стимулов, сокращение и закрытие социальных программ. Критиковался также патернализм государства всеобщего благоденствия, который приводит к утрате трудовой этики, формированию психологии иждивенчества, ограничению частной инициативы и предпринимательской активности. Определённое охлаждение к такого рода идеям наблюдалось также в среде либералов (например, у Ф. фон Хайека), которые изначально использовали их для идеологического противостояния коммунистической идеологии, что утратило актуальность после распада социалистической системы, и в среде социал-демократов, которые перевели их из плоскости политических манифестов в деловую плоскость рутинной работы.
Однако отказ от ценностей государства всеобщего благоденствия невозможен, поскольку они закреплены конституционно и являются неотъемлемой частью демократического государственного устройства. Современное их переосмысление связано с отходом от чисто потребительского толкования социального права, которое в большей степени становится правом на интеграцию в общество. Государственная политика в социальной сфере обретает адресный характер и ориентируется на удовлетворение определённых нужд конкретного человека. Двоякая задача оказания индивидуализированной материальной помощи и максимального расширения доступа населения к информации, новейшим технологиям в области образования, здравоохранения и прочих сферах решается в экономически развитых странах путём моделирования оптимально эффективных систем развития отдельных отраслей экономики общественного сектора.