Дирижизм
Дирижи́зм (от франц. diriger – управлять), государственный дирижизм, дирижистская модель, в широком смысле – активная интервенционистская экономическая политика государства, направленная на достижение целей качественного развития и количественного роста и основанная на координации интересов и целей государства и бизнеса. В узком смысле дирижизм – национальная модель государственного регулирования экономики во Франции в середине 1940–1980-х гг., построенная на принципах более активного, чем в кейнсианстве, вмешательства государства, таких как создание значительного государственного сектора, индикативное планирование, прямое административное воздействие на некоторые экономические процессы, например на ценообразование.
Предпосылки перехода к дирижистской модели во Франции:
усиление роли государства в экономике после Великой депрессии и во время Второй мировой войны;
необходимость восстановления национальной экономики после войны;
значительный государственный сектор в экономике, в том числе в результате национализации собственности коллаборационистов, сотрудничавших с гитлеровским режимом;
историческая зависимость промышленности от финансового капитала;
традиция государственной поддержки индустриального сектора, берущая начало ещё со времён Ж.-Б. Кольбера.
Теоретические основы политики дирижизма заложены в работах Ф. Перру. К работам по созданию индикативных планов привлекался видный учёный Э. Малинво.
Французские исследователи обращают внимание на технократический подход дирижизма к планированию, его внепартийный характер. Срок полномочий руководителей Генерального комиссариата по планированию изначально составлял 7 лет (больше политического цикла). Он был создан в 1946 г. как орган координации интересов государства и бизнеса ради достижения общенациональных целей и обладал самыми широкими полномочиями в плане мобилизации ресурсов различных министерств и ведомств. В ходе реализации специальных контрактов между правительством и компаниями государственные органы финансировали и осуществляли крупные приоритетные проекты, направленные на опережающее развитие конкретных отраслей (например, атомной энергетики, высокоскоростных железных дорог), создание фирм-гигантов международного уровня, которые могли бы выступить двигателями роста национальной экономики, а также решение проблем регионального развития.
Промышленная экспансия стимулировалась прежде всего за счёт поддержания рекордных для страны объёмов инвестиций. Система государственных инвестиций подкреплялась системой лицензирования, регулированием импорта и девальвацией национальной валюты.
Поддержка государством частных предприятий и компаний выражалась, кроме долгосрочных льготных кредитов, также в форме пониженных тарифов и цен на услуги и товары предприятий государственного сектора, который в конце 1950-х гг. охватывал, в частности, 97 % угледобывающей отрасли Франции, 95 % добычи газа, 80 % электроэнергетики (Худокормов. 2019. С. 62, 63). С 1949 по 1973 гг. французская экономика демонстрировала стабильно высокие темпы роста (около 4 % в год) и стала одним из лидеров европейской и мировой экономики.
Сворачивание политики дирижизма происходит в 1980-х гг. В качестве основных причин отказа от дирижизма называют прежде всего интернационализацию экономики Франции в рамках ЕЭС и глобализацию. Интересы государства и бизнеса в этих условиях всё больше расходились: если государство было заинтересовано в первую очередь в сохранении рабочих мест и социальном мире внутри страны, то бизнес был нацелен на максимизацию прибыли, в том числе в результате перенесения производства за пределы не только Франции, но и Европы, и использования более дешёвой рабочей силы (Maclean. 1997).
Исследователи обращают внимание на провалы «централизованной рыночной экономики» дирижизма (Fioretos. 2011), проявляющиеся в создании с помощью государства (за счёт льгот и других форм государственной поддержки) условий для получения неоправданно высокой прибыли избранными предприятиями и компаниями, с одной стороны, и в замедлении адаптации к вызовам рынка и, как результат, снижении конкурентоспособности национальных предприятий и фирм на международной арене, с другой стороны.
Опыт политики дирижизма, в особенности индикативное планирование, получил широкое изучение и распространение во 2-й половине 20 – начале 21 вв. и за пределами Франции. Термин «дирижизм» также употребляется в широком смысле для обозначения государственной политики поддержки ключевых отраслей и отдельных проектов в рыночной экономике путём координации ресурсов государства и бизнеса в таких странах, как Япония, Республика Корея, Тайвань, Индия, Турция, Белоруссия.