Сологуб Фёдор
Сологу́б Фёдор (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Фёдор Кузьмич Тетерников) [17.2(1.3).1863, Санкт-Петербург – 5.12.1927, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], русский писатель.
Отец – портной, мать – крестьянка. Окончил Учительский институт в Санкт-Петербурге (1882); преподавал математику (до 1892 – в провинции).
Дебютировал как поэт в 1884 г. В 1892 г., вернувшись в Санкт-Петербург, сблизился с Н. М. Минским, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, В. В. Розановым; с 1892 г. печатался в журнале «Северный вестник», где в 1893 г. впервые опубликовал стихотворение под псевдонимом Фёдор Сологуб. Принадлежал к т. н. старшим символистам, испытал сильное воздействие европейского декаданса. В 1896 г. вышли первые отдельные издания Сологуба: «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи», проникнутые мотивами неприятия окружающего мира и эстетизацией смерти, предстающей избавлением от пошлости жизни, а также роман «Тяжёлые сны», отмеченный эротизмом и отразивший впечатления писателя об удушливой атмосфере русской провинции, в котором сочетались традиции социально-бытовой прозы 19 в. с натуралистическими зарисовками.
Автор сборников кратких сатирических произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906), предвосхитивших поэтику абсурда и жанровые поиски ОБЭРИУ. В поэтической книге «Змий» (1907), отразившей влияние идеи А. Шопенгауэра о мире как слепой злой воле, Сологуб сформулировал индивидуальный миф о жестоком демиурге Змие-Солнце.
Признанная вершина творчества Сологуба – роман «Мелкий бес» (1905, публикация прервана; отдельное издание – 1907; авторская инсценировка – 1909; экранизирован в 1995, режиссёр Н. Н. Досталь), острая сатира на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте. Гротескно-зловещий образ героя романа – подлого и пошлого учителя Передонова стал нарицательным.
В 1907 г. писатель обратился к театру: трагедия «Дар мудрых пчёл» (принята к постановке в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской; запрещена цензурой), драма «Победа любви», трагедия «Победа смерти» (поставлена В. Э. Мейерхольдом), мистерия «Литургия Мне»; выступал за обновление современного театра через возвращение к античной мистерии, изменение роли зрителя, актёра и автора в представлении, подчинение театрального действа «единой воле» (статья «Театр одной воли», 1908, и др.). Восторженные отзывы вызвала вышедшая в 1908 г. поэтическая книга «Пламенный круг», которая, объединив лучшие образцы лирики Сологуба 1890–1900-х гг. и отличаясь строгой продуманностью композиции, закрепила за автором репутацию истинного поэта.
В 1908 г. Сологуб женился на писательнице Анастасии Николаевне Чеботаревской (1876/1877–1921), ставшей его деятельной помощницей и соавтором (пьесы «Мечта-победительница», 1912, «Любовь над безднами», 1914, и др.); в доме Сологуба был организован литературно-художественный салон; усилился его интерес к театру. В пьесах «Ванька Ключник и Паж Жеан», «Ночные пляски» (обе поставлены в 1909, режиссёр Н. Н. Евреинов) раскрываются темы любви и смерти, преображения жизни красотой.
Идею воплощения красоты и истины в земном мире Сологуб развил в цикле «Творимая легенда», объединившем романную трилогию «Навьи чары» (1907–1909) и роман «Дым и пепел» (1912–1913), совмещая в рамках одного сюжета мифологизированную фантастику, эротику и злободневную социально-политическую проблематику. В 1913–1916 гг. совершил несколько поездок по России с лекциями и чтением стихов.
Октябрьскую революцию 1917 г. не принял; в 1919–1920 гг. добивался разрешения на выезд за границу с женой; в 1921 г., после её самоубийства, отказался от идеи отъезда. В 1924 г. возглавил Ленинградское отделение Всероссийского союза писателей. В последние годы писал в основном стихи: сборники «Костёр дорожный», «Свирель. Русские бержереты», «Соборный благовест» (все – 1922) и др. Лирика Сологуба, проникнутая противопоставлением мечты и действительности, богоборческими мотивами, утверждением всесильной творчески активной личности, отмечена строгостью и совершенством формы; ей присущи ритмическая изысканность и прозрачность стиля.
Среди других произведений: новеллы и легенды («Книга очарований», 1909); романы «Слаще яда» (1912, экранизирован в 1916, режиссёр Б. Н. Светлов), «Заклинательница змей» (1921); публицистика; переводы произведений Вольтера, Г. де Мопассана, П. Верлена, Г. Гейне, А. Рембо, Т. Готье и др.