Режим правового регулирования
Режи́м правово́го регули́рования, порядок правового регулирования, выраженный в особом сочетании и взаимодействии юридических средств, с помощью которых создаётся желаемое социальное состояние путём осуществления целенаправленного нормативно-организационного воздействия на общественные отношения.
История термина
Понятие «режим правового регулирования» широко используется как в научной литературе, так и в юридической практике, в том числе в нормотворчестве. Между тем в юридической науке понятие «режим правового регулирования» не получило должного анализа и обоснования. Учёные-юристы посвящают свои труды исследованию другой категории – «правовой режим» (например, Барзилова. 2013. С. 1169–1175; Беляева. 2013; Егорова. 2021; Матузов. 1996. С. 16–29; Сюбарева. 2014; Утяшов. 2014. С. 252–259; Шамсумова. 2001).
Ознакомление с трудами учёных подтверждает, что зачастую понятия «режим правового регулирования» и «правовой режим» (или «юридический режим») рассматриваются в науке как взаимозаменяемые. В ряде работ о том, что это тождественные понятия, сказано напрямую (см., например, Горленко. 2002; Гуща. 2004; Спектор. 2005. С. 13).
Следует отметить, что не проводится различия между понятиями «режим правового регулирования» и «правовой режим» также и в законодательстве и судебной практике. Например, ст. 3 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» названа «Правовое регулирование особого правового режима, отношений в свободной экономической зоне». Отождествление этих понятий можно увидеть и в других нормативных актах. Это, например, ст. 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»; ст. 1, 17 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; ст. 13 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». В качестве тождественных рассматриваются эти понятия и в судебной практике (см., например, решение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2020 № АКПИ20–396 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 39 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации и приложения № 1 к нему, утверждённого Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 № 139»).
В ряде случаев режим правового регулирования отождествляется с близкими ему по смыслу понятиями «механизм правового регулирования» и «тип правового регулирования».
Значение термина
Термин «режим» имеет латинское происхождение (regimen) и означает определённый порядок либо систему правил и мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели. Под «правовым регулированием» в юридической науке понимается осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями (Алексеев. 2009. С. 211). Таким образом, «режим правового регулирования» может быть определён как порядок регулирования, выраженный в особом сочетании правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.), посредством которых осуществляется целенаправленное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения.
В режимах правового регулирования устанавливается правовой статус субъектов, закрепляются их субъективные права и юридические обязанности, определяется порядок взаимоотношений между ними. Таким образом, режим правового регулирования способствует созданию условий для удовлетворения интересов субъектов права, реализации ими своих прав и выполнения обязанностей. Режим правового регулирования позволяет создать желаемое социальное состояние. Он задает определённую направленность правовому регулированию. Профессор С. С. Алексеев писал, что каждый правовой режим есть именно режим, поэтому следует учитывать, что он насыщен многообразными правовыми средствами, задающими ему дозволительную или запретительную направленность, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности (Алексеев. 2001. С. 336).
Режим правового регулирования позволяет отразить либо учесть специфику определённой сферы общественных отношений, т. к. предполагает сочетание различных юридических средств, способов, методов и типов правового регулирования. К примеру, каждая отрасль права отличается своеобразным сочетанием указанных элементов, что позволяет говорить о своеобразии отраслевого режима правового регулирования.
Признаки режима правового регулирования
Во-первых, режим правового регулирования предполагает воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; способствует удовлетворению субъектами права своих интересов, реализации ими своих прав и выполнения обязанностей; позволяет создать в определённой сфере жизни общества благоприятные условия для правомерных действий (при помощи поощрений и льгот) и неблагоприятные (при помощи мер юридической ответственности, ограничений и запретов) – для противоправных.
Во-вторых, режим правового регулирования всегда нормативно закреплён в исходящих от государства нормах права, содержащихся в законах и подзаконных актах, а также в договорах как внутригосударственного, так и международного характера. Такое нормативное закрепление позволяет чётко обозначить комплекс используемых этим режимом правовых средств, а также зафиксировать механизм взаимодействия между ними.
В-третьих, поддержание режима правового регулирования обеспечивается силой государственного принуждения, что предполагает установление мер юридической ответственности за нарушение введённых государством правил и норм. Например, в условиях режима чрезвычайной ситуации устанавливается особая, повышенная административно-правовая ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 2 ст. 6.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ).
В-четвёртых, режим правового регулирования всегда имеет целенаправленный характер, устанавливается в конкретно заданных целях. Например, введение льготного налогового режима для субъектов предпринимательства имеет цель активизировать предпринимательскую деятельность в определённой сфере. Такие цели, как правило, определяются непосредственно в нормативном акте, устанавливающем тот или иной режим правового регулирования либо порядок его введения. Например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ст. 2 закрепляет цели введения чрезвычайного положения: «устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации». В ст. 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» установлены цели экспериментального правового режима:
формирование новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
развитие конкуренции;
расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
повышение эффективности государственного или муниципального управления;
обеспечение развития науки и социальной сферы;
совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в РФ;
создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций. Общей целью всех режимов правового регулирования, исходя из их сущности, является оптимальное упорядочение определённых групп общественных отношений.
В-пятых, режим правового регулирования включает совокупность разнообразных юридических средств и способов, направленных на достижение поставленных целей. Основные способы правового регулирования – это позитивное обязывание, дозволение и запрет. Для каждого режима правового регулирования характерно специфическое сочетание дозволений, запретов и обязываний; возможно использование рекомендаций, поощрений и льгот, которые в комплексе задают определённую направленность правовому регулированию (Алексеев. 1999. С. 364). Из этого также следует, что в этом режиме преобладает тот или иной тип правового регулирования, представляющий собой общую направленность юридического регулирования через различное сочетание его способов.
Таких типов выделяют два – общедозволительный и разрешительный. Общедозволительный строится по принципу «разрешено всё, кроме прямо запрещённого», а запретительный – по принципу «запрещено всё, кроме прямо разрешённого». Например, режим лицензирования какого-либо вида экономической деятельности основан на запретах и на принципе «запрещено всё, кроме прямо разрешённого».
В-шестых, режим правового регулирования всегда требует создания и закрепления в нормах права специальных процедур, способствующих реализации субъектами своих прав и исполнения ими своих обязанностей. Процедуры сопровождают и непосредственно введение того или иного режима правового регулирования. Например, есть определённая процедура введения режима чрезвычайного положения, процедура проведения режима контртеррористической операции.
В режимах правового регулирования устанавливается правовой статус субъектов, закрепляются их субъективные права и юридические обязанности, определяется порядок взаимоотношений между ними. Причём такие права и обязанности устанавливаются как для граждан, так и для органов публичной власти, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций.
Виды режимов правового регулирования
Прежде всего, в зависимости от отраслевой принадлежности могут быть выделены конституционный режим правового регулирования; гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой, финансовый, земельный и другие режимы правого регулирования.
С этой классификацией тесно связано подразделение режимов правового регулирования на виды в зависимости от защищаемого интереса. Можно выделить частно-правовые и публично-правовые режимы. Частно-правовые режимы правового регулирования характерны в первую очередь для отраслей частного права. Это, например, гражданское право, семейное право, трудовое право и др. – отрасли, регулирующие общественные отношения в интересах частных лиц. В них используется общедозволительный тип правового регулирования, а участники правоотношений равноправны и автономны. Например, режимы договора поставки, договора возмездного оказания услуг, режим недвижимого имущества. Публично-правовые режимы правового регулирования применяются в публично-правовых отраслях, к которым относятся конституционное, административное, финансовое, налоговое, уголовное право. В публичном праве отношения регулируются преимущественно при помощи обязываний и запретов. Преимущество в публично-правовых режимах отдаётся интересам государства. Здесь присутствуют подчинённость, неравноправие участников правоотношений и применяется разрешительный тип правового регулирования. Например, режим чрезвычайного положения, режим военного положения, налоговый режим.
В частно-правовых отраслях могут устанавливаться и публично-правовые режимы правового регулирования. Например, в сфере предпринимательства возможно лицензирование отдельных видов экономической деятельности, т. е. осуществление административно-правового регулирования (Саидов. 2015. С. 14).
В зависимости от сущности и предназначения выделяют режим правового регулирования, основанный на преимуществах (льготный режим), и режим, основанный на ограничениях (жёсткий режим) (Беляева. 2012. C. 4–10). Эти режимы отличаются степенью жёсткости правового регулирования, наличием или отсутствием системы льгот или ограничений для субъектов права, допустимыми пределами их самостоятельности и активности.
При режиме правового регулирования, основанном на ограничениях, законодатель в основном использует правовые запреты и обязывания. Здесь существенно ограничена степень самостоятельности и автономии субъектов права. Это, например, режим лицензирования отдельных видов экономической деятельности, режим квотирования, режим сертификации, режим аккредитации (например, аккредитации субъектов какой-либо профессиональной деятельности) и др. Считается, что жёсткие, основанные на ограничениях, режимы правового регулирования обладают низкой способностью адаптироваться к меняющимся социальным условиям, характеризуются чрезмерной бюрократизацией. В связи с этим такие режимы не следует применять для регулирования быстроразвивающихся сфер, к примеру связанных с информатизацией, роботизацией, высокотехнологичными отраслями экономики. Так, в качестве примера можно привести принятие Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», заложившего правовую основу функционирования телемедицинской помощи. Учёные отмечают, что его принятие не способствовало развитию отрасли, а, наоборот, привело к потере интереса к ней со стороны медицинских организаций в связи с его избыточно ограничительным характером. В качестве доказательства приводятся следующие социологические данные. Так, в 2018 г. 72 % клиник внедрили в своих учреждениях телемедицину, но только 67 % готовы были продолжить развивать её в 2019 г. Опрошенные представители клиник считают, что развитию телемедицины препятствует ряд законодательных барьеров (подробнее см. Юридическая концепция роботизации. 2019).
Льготный режим правового регулирования, основанный на преимуществах, преференциях, предоставлении дополнительных прав, характеризуется тем, что при этом режиме законодатель использует такие средства правового регулирования, как дозволения, льготы, привилегии, поощрения и иммунитеты. Льготы и иммунитеты могут предоставляться при осуществлении правового регулирования статуса отдельных субъектов (например, инвалидов, многодетных семей, сирот, дипломатический иммунитет и др.). При этом «существование правовых режимов, основанных на преимуществах, не только не нарушает конституционного принципа равноправия граждан, но и способствует преодолению их фактического неравенства, направлено на эффективное осуществление возложенных на граждан особых государственных (общественных) функций, защиту их от необоснованных посягательств и создание благоприятных условий деятельности, оказывая тем самым стимулирующее влияние на поведение указанных субъектов» (Беляева. 2013. С. 14–15).
Льготные режимы правового регулирования могут устанавливаться применительно к отдельным территориям либо определённым видам деятельности. Примером может послужить режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В ст. 17 этого закона предусмотрено, что особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития включает в себя особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием такой территории; установление для её резидентов льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на этой территории; особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития, установленные законодательством РФ о налогах и сборах; приоритетное подключение к объектам инфраструктуры; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны; освобождение резидентов территории от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога и иные преференции и льготы.
В зарубежной юридической науке предложены такие разновидности описанных режимов, как режим правового регулирования, основанный на целях/принципах [principles/goals-based regulatory (GBR) approach], и правовое регулирование, основанное на правилах [a rules-based regulatory (RBR) approach] (Цит. по: Юридическая концепция роботизации. 2019). Частично они соответствуют выделенным в российской науке режимам правового регулирования, основанным на преимуществах и основанным на ограничениях. Так, режим, основанный на целях и принципах, характеризуется гибкостью, адаптивностью к меняющимся внешним условиям, поощряет инициативность и эксперименты. В нём не предусмотрены жёсткие требования и правила к поведению субъектов права. Субъекты действуют в соответствии с целями и принципами, заложенными законодательством, проявляя при этом самостоятельность и активность в действиях. Считается, что такой режим правового регулирования, снимая излишнюю регуляторную нагрузку, наиболее подходит для инновационных отраслей (робототехника, финансовые услуги), а также для высокорисковых сфер (например, сфера здравоохранения, высокотехнологичная медицина) (подробнее см. Юридическая концепция роботизации. 2019).
По содержанию возможно подразделение режимов правового регулирования на материальные и процессуальные. Материальными, к примеру, являются валютный режим, режим правового регулирования информационных технологий. Процессуальные режимы – это, например, таможенный режим перемещения товаров через таможенную границу, режим правового регулирования въезда на территорию РФ иностранных граждан, режим правового регулирования предоставления политического убежища.
В зависимости от направленности правового регулирования могут быть выделены общий и специальный режимы. Специальный режим устанавливает какие-то особенности, изъятия, исключения из общего режима. Такие особенности могут быть обусловлены различными факторами.
Специальный режим может отражать специфику определённого объекта в системе объектов, на которые распространяется порядок, установленный общим режимом правового регулирования. Например, в жилищном законодательстве устанавливается общий правовой режим для всех жилых помещений. Но в случае, если речь идёт о предоставлении служебного помещения как жилого, то для него устанавливается специальный режим (ст. 93 Жилищного кодекса РФ). В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ особый режим установлен для береговых полос водных объектов (см. Письмо Минприроды России от 9 августа 2016 № 14–31/20039). В общем режиме правового регулирования договора страхования спецификой обладает договор морского страхования.
В общем режиме правового регулирования договора возмездного оказания услуг Конституционным Судом РФ был признан особый режим правового регулирования оказания правовых услуг, включая институт условного вознаграждения – т. н. «гонорар успеха» (постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 779 и п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева»). В практике Федеральной антимонопольной службы признано, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим (см., например, Решение Нижегородского УФАС России от 16 сентября 2015 по делу № 239-ФАС52-07/14; Решение Владимирского УФАС России от 16 июня 2015 по делу № К-197-02/2015; Решение Кемеровского УФАС России от 29 октября 2014 по делу № 63/А-14-2014).
В качестве специальных могут быть выделены режимы правового регулирования, действующие на специальных территориях. Это, например, режим правового регулирования зоны Арктики (см. Федеральный закон от 13 июля 2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»); режим правового регулирования на территориях опережающего социально-экономического развития (см. Федеральный закон от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»); на федеральных территориях (см. Федеральная территория «Сириус») (Федеральный закон от 22 декабря 2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"»); на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов (см. Федеральный закон от 7 мая 2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации») и др.
Специфика режима правового регулирования может быть обусловлена спецификой субъектов, на которые распространяется его действие. Например, существующий общий режим правового регулирования статуса иностранных граждан предполагает наличие специальных режимов правового регулирования для иностранцев, статус которых имеет особенности. Так, существует особый режим правового регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев, статуса соотечественников за рубежом. Особенностью обладает режим правового регулирования статуса лиц без гражданства. К специальным могут быть отнесены режимы правового регулирования пребывания иностранных граждан на территории РФ – это режим временного пребывания, режим временного проживания и режим постоянного проживания. К примеру, в рамках режима временного проживания иностранных граждан предусмотрено такое административное средство регулирования, как квотирование: при выдаче разрешений на временное проживание должны учитываться установленные Правительством РФ квоты.
По времени действия могут быть выделены постоянные и временные режимы правового регулирования. Так, временным является режим в условиях чрезвычайного положения. В соответствии с действующим законодательством он может вводиться на срок до 30 дней при условии введения на всей территории РФ либо на срок до 60 дней при введении на территории отдельного субъекта РФ. В качестве временного может послужить примером режим правового регулирования, введённый в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020–2021 гг. В частности, он предусматривал введение нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ режима повышенной готовности, установление дополнительных ограничений прав и свобод граждан. Например, на территории г. Москва была установлена обязанность отдельных категорий граждан соблюдать самоизоляцию, т. е. временно не посещать работу, учёбу, а также минимизировать посещение общественных мест (см. Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»).
По юридической форме закрепления: режим, установленный в действующем законодательстве, и договорный режим. Например, режим правового регулирования договора перевозки установлен ст. 40 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Договорный режим правового регулирования может определяться не только международными актами, но и договорами внутри РФ. Например, это могут быть договоры между субъектами РФ либо между муниципальными образованиями.
По уровню принимаемых нормативных актов режим правового регулирования может иметь общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный характер.
По сфере использования могут быть выделены международный и внутригосударственный режимы правового регулирования. Международный режим предусматривается международными договорами и представляет собой порядок правового регулирования межгосударственных отношений. Например, положениями ст. 29 Договора о Евразийском экономическом союзе [подписан в г. Астана (ныне Нур-Султан) 29 мая 2014] предусматривается введение государствами – членами Союза трёх категорий исключений функционирования внутреннего рынка, с соответствующими различными режимами правового регулирования: режим с введением санитарных и карантинных мер; режим с ограничением оборота определённых категорий товаров; режим правового регулирования, устанавливающий ограничения внутреннего рынка, исходя из целей защиты жизни и здоровья граждан, охраны животных и растений и прочего. К примеру, ч. 5 «Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бей, Ямайка, 10 декабря 1982) предусматривает особый режим правового регулирования исключительной экономической зоны. Международному праву известны режим эмбарго, режим введения специальных экономических мер, режим реторсий, международно-правовой режим территориального моря.
Внутригосударственные режимы правового регулирования действуют в пределах территории государства (либо на всей территории, либо на его части). Это может быть, к примеру, режим государственной границы, режим правового регулирования воздушного пространства, режим правового регулирования особо охраняемых природных территорий.
В зависимости от условий введения возможно выделение режима правового регулирования в нормальных условиях и чрезвычайных, экстраординарных режимов правового регулирования (подробнее см. Горленко. 2002). Режимы правового регулирования в нормальных условиях, как правило, имеют длящийся характер, отличаются стабильностью и распространяются на достаточно широкий круг субъектов. Например, режим правового регулирования налоговых отношений, режим правового валютного регулирования, правового регулирования предпринимательской деятельности. Чрезвычайные режимы представляют собой правовое воздействие на общественные отношения «с помощью исключительных правовых средств в экстремальных условиях в целях обеспечения безопасности и восстановления порядка и организованности в общественной жизни, при котором ограничивается или отменяется действие общих правовых принципов и норм» (подробнее о чрезвычайных режимах см. Шмидт. 2014. С. 8). Чрезвычайные режимы вводятся на определённый срок (имеют временный характер), подразумевают введение дополнительных ограничений прав и свобод граждан либо возложение на них дополнительных обязанностей, введение более жёстких мер привлечения к юридической ответственности, расширение полномочий органов публичной власти. Цель такого режима – предотвращение или ликвидация тех обстоятельств, которые послужили основанием его введения, восстановление законности и правопорядка. В частности, можно назвать такие чрезвычайные режимы правового регулирования, как режим чрезвычайного положения, режим военного положения, режим контртеррористической операции. Введение таких режимов предусмотрено соответствующими законами. Это Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». В ряде случаев возможно введение экстраординарного, чрезвычайного режима правового регулирования, требующего введения дополнительных ограничений и жёстких мер правового регулирования без введения режима чрезвычайного или военного положения. Так, к примеру, в соответствии с Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нормативными правовыми актами субъектов РФ в регионах устанавливался особый порядок передвижения граждан и транспортных средств, а также вводились дополнительные меры ответственности за нарушение установленных ограничений.
Правовое регулирование как процесс воздействия на общественные отношения при помощи правовых норм зачастую, в силу объективных причин, требует придания ему определённой направленности. Такая направленность может быть задана путём установления системы правовых средств и мероприятий, применения конкретных способов и типов правового регулирования. В результате правовое регулирование приобретает упорядоченность и целенаправленность. В нём чётко определяется предмет правового регулирования, формы правовых актов, воздействующих на предмет, права и обязанности органов, должностных лиц и граждан. «Такая формализация придаёт правовому регулированию строго функционально-целевой характер и обеспечивает ориентацию всех его средств на достижение конечных результатов» (Тихомиров. 2010. С. 33). В этом случае можно говорить об установлении определённого режима правового регулирования как целенаправленного нормативно-организационного порядка правового регулирования, выражающегося в особом сочетании и взаимодействии правовых средств, с помощью которых создаются условия для удовлетворения интересов субъектов права, реализации ими своих прав и выполнения обязанностей.