Законность
Зако́нность, термин, используемый в отечественной юридической литературе в нескольких значениях: 1) чаще всего им обозначается принцип организации жизни общества, выражающий требование обязательности неукоснительного соблюдения предписаний действующих на территории соответствующего государства правовых актов с учётом иерархии их юридической силы; 2) нередко под законностью понимается фактическое поведение субъектов, соответствующее предписаниям правовых норм. Очевидно, что в данном случае законность выступает синонимом правомерности поведения; 3) способ, режим государственного управления обществом, главной особенностью которого является использование закона в качестве главного инструмента такого управления (в отличие от абсолютистского, полицейского, теократического режимов государственного управления) (Теория государства и права. 2021). В любом значении законность является важной характеристикой правового государства.
Наиболее распространённым в отечественной литературе является первое из перечисленных значений понятия законности. В качестве принципа законность рассматривается российским законодательством. Например, ст. 3 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) называется «Принцип законности», допуская признание деяния преступным и установление наказания за него только в соответствии с УК РФ. Статья 6 Кодекса административного судопроизводства РФ также включает законность в число принципов административного судопроизводства. Аналогичным является подход к пониманию законности, заложенный Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 1.6).
Авторство трактовки законности как принципа приписывается В. И. Ленину, сформулировавшему соответствующий подход в статье «О "двойном" подчинении и законности» (Ленин. 1964. С. 198). Следует отметить, что в зарубежной правовой доктрине эквивалент понятия «законность» в данном понимании найти затруднительно. Например, в английском языке наиболее близким по значению термином является «rule of law» (правление права, господство права). Однако данное понятие является более объёмным и включает не только требование соблюдения законов и иных норм позитивного права. Французским аналогом термина «законность» выступает понятие «legalitе», означающее нечто разрешённое законом, а также соответствие и повиновение закону, т. е. относится к реальному поведению субъектов и его оценке. Так же трактуются немецкие аналоги термина (rechtmabigkeit, legalitat).
В качестве принципа правовой действительности законность нередко толкуется учёными буквально – как требование соблюдения законов. Однако с учётом многообразия видов правовых актов в любом современном государстве и обязательности их соблюдения буквальное понимание законности как принципа соблюдения только законов вряд ли уместно: соблюдению подлежат все действующие в государстве правовые нормы, а в случае их противоречия следует руководствоваться нормами, имеющими бо́льшую юридическую силу. При этом споры по вопросам о соответствии актов меньшей юридической силы актам большей силы разрешаются судами в установленном законодательством порядке. Расширительный подход к пониманию законности преобладает в настоящее время в отечественной юридической доктрине (Авакьян. 2015. С. 295–296). Именно он заложен и в Конституции РФ, положения которой требуют обязательности соблюдения и исполнения норм не только законов, но и иных правовых актов, имеющих как бо́льшую, так и меньшую по сравнению с законами юридическую силу. Например, в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закреплено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Часть 1 ст. 120 Конституции РФ предписывает судьям подчиняться только Конституции РФ и федеральному закону. Статья 90 Конституции РФ устанавливает, что указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ (при этом акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам). Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ (будучи принимаемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и актов Президента РФ).
Продолжительное доминирование в отечественной правовой доктрине понимания законности в буквальном смысле – как обязательности исполнения законов (Алексеев. 2009. С. 266) – сформировалось в советский период и было адекватным устройству советской правовой системы, в частности – набору источников права и их иерархии: конституции причислялись к законам, официально именуясь «основными законами», а положений о приоритете международных договоров перед законами в законодательстве не содержалось. Всё это означало, что законность действительно предполагала требование исполнения законов, прежде всего – основного закона государства, поскольку прочие источники права имели подзаконный характер и были обязательны к исполнению только при условии их соответствия законам.
Конституция РФ 1993 г. внесла серьёзные коррективы в концепцию структуры и соотношения источников российского права. Конституция больше не признаётся законом, пусть даже основным: данный термин, в отличие от названий социалистических конституций, не используется в её официальном наименовании [различие в наименованиях проявляется особенно наглядно и очевидно при ознакомлении с текстом п. 1 раздела 2 Конституции РФ 1993 г., в котором действующая Конституция именуется Конституцией Российской Федерации; а непосредственно предшествующая ей – Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации]. При этом Конституция РФ признаётся ею самой документом высшей юридической силы, которому не должны противоречить законы (ч. 1 ст. 15). Это свидетельствует о том, что соблюдение Конституции является вопросом первостепенной важности. Ещё одной существенной новеллой действующей Конституции является признание юридической силы международных договоров РФ, превышающей силу законов (ч. 4 ст. 15). Данные изменения исключают буквальное понимание законности как принципа обязательности соблюдения только законов, ибо такое понимание оставляло бы в тени необходимость соблюдения Конституции и международных договоров РФ, что вряд ли допустимо, поскольку оно (соблюдение) обязательно, более того, законы должны соответствовать и Конституции РФ, и международным договорам РФ. В связи с этим следует признать целесообразность только расширительного понимания законности, т. е. условность данного термина.
Первостепенными по важности элементами законности являются требования соблюдения конституции и законов, а также международных договоров. Соблюдение конституции является настолько важным элементом законности, что в правовой доктрине выработано понятие конституционной законности, означающее требование строгого соблюдения конституции всеми субъектами правоотношений (Конституционное право. 2001. С. 157). Именно такого подхода придерживается Конституция РФ 1993 г., провозглашающая необходимость соблюдения Конституции РФ и федеральных законов, обладающих верховенством на всей территории РФ, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в гл. 1 в качестве основ конституционного строя, а обязанностью судов – их подчинение только Конституции РФ и федеральному закону. Обязательность актов меньшей юридической силы на всей территории РФ как элемент законности установлена в иных главах Конституции РФ при регламентации статуса соответствующих органов государственной власти.
Важнейшими характеристиками (принципами) законности являются её всеобщность и равноправие субъектов правоотношений, предполагающие обязательность исполнения правовых актов всеми субъектами правоотношений в равной степени, включая органы и должностных лиц публичной власти, а также её единство, означающее наличие базовых правовых норм, распространяющихся на всю территорию и всё население страны (Морозова. 2010. С. 331–332).
Гарантии законности включают экономические, политические, социальные, психологические, моральные и юридические факторы, способствующие реализации данного принципа на практике. Это экономическое благополучие общества на макро- и микроуровнях, высокий уровень доверия общества органам публичной власти, порождающий желание добровольно соблюдать издаваемые ими предписания, отсутствие резкого социального расслоения, признание важности права как социального регулятора критической массой населения, общественное осуждение нарушения правовых норм.
Юридическими гарантиями реализации принципа законности являются непротиворечивость законодательства; соответствие правовых актов иным стандартам юридической техники, а их содержание – требованиям целесообразности и морали (прежде всего – справедливости); информированность населения о содержании действующих в стране правовых актов; высокий уровень гарантированности прав человека, включая беспристрастный независимый суд, неотвратимость наказания.
В российской правовой доктрине законность обычно анализируется во взаимосвязи с категорией правопорядка, который рассматривается как результат реализации требования законности на практике при условии, что законность трактуется как принцип или модель (способ, режим) государственного управления обществом либо как аналог законности, характеризующийся масштабностью и устойчивостью, если законность понимается в качестве синонима правомерности поведения индивидов.