Лицензирование
Лицензи́рование, комплекс мероприятий, связанный с предоставлением лицензирующим органом лицензий на осуществление конкретного вида деятельности, их переоформлением, продлением срока их действия, приостановлением, прекращением, осуществлением лицензионного контроля.
В правовой литературе лицензирование рассматривается также как: 1) особый правовой режим; 2) форма правового управления; 3) мера принуждения; 4) вид государственного контроля; 5) метод государственного регулирования хозяйственной деятельности; 6) правовой институт.
Национальное лицензионное законодательство зарубежных государств во многом имеет схожие черты, что обусловлено влиянием международных организаций и заключаемых их членами соглашений (например, Всемирной торговой организации). В связи с этим для России определяющее значение имеет членство в Евразийском экономическом союзе. Тем не менее национальным системам лицензирования присущи определённые особенности.
В отличие от российского законодательства, в зарубежном законодательстве объектами лицензирования, наряду с видом предпринимательской деятельности, могут выступать также права на управление транспортными средствами, владение оружием, на охоту и рыбалку (США). Также в США лицензирование не является предметом исключительно федерального регулирования. Нормы о лицензировании содержатся в том числе и в законодательстве штатов, и в местном законодательстве округов и муниципалитетов. Отсутствует единое понимание термина «лицензия». В соответствии с пунктом «е» раздела 2 Закона США от 11 июня 1946 г. «Об административной процедуре» (Administrative procedure act) лицензией является разрешение, сертификат, регистрация, членство, освобождение от какой-либо обязанности либо другая форма разрешения.
Имеются существенные различия в национальных правилах и процедурах лицензирования. Законодательство Китайской Народной Республики (КНР) в случае большой общественной значимости лицензионной деятельности предусматривает открытое обсуждение вопроса выдачи лицензии с извещением общественности (ст. 46 Закона КНР «Об административном лицензировании» от 27 августа 2003). В РФ, в свою очередь, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (Федеральный закон от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Порядок лицензирования неодинаков в отношении различных видов деятельности и зависит от регулирующего законодательного акта. Отдельными нормативно-правовыми актами регламентируются особенности порядка лицензирования, например, таких видов деятельности, как: использование атомной энергии; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности, связанной с защитой государственной тайны; деятельности кредитных организаций и др. (ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии со ст. 3 деятельность по лицензированию включает в себя предоставление, переоформление лицензий, продление срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществление лицензионного контроля, приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование лицензий, формирование и ведение реестра лицензий, формирование государственного информационного ресурса, а также предоставление в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, установленных законодательством РФ.
Основные принципы осуществления лицензирования перечислены в ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ; 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензирование в России впервые было предусмотрено в отношении деятельности банков Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Впоследствии изменениями от 1 июля 1993 г. в Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» за нарушение условий, содержащихся в лицензии, была закреплена возможность лишения специального разрешения (лицензии) на осуществление иных отдельных видов предпринимательской деятельности. Закон напрямую не устанавливал перечень таких видов деятельности, относя данное полномочие к компетенции Совета министров РСФСР, советов министров республик или уполномоченных ими органов.
При отсутствии единого законодательно определённого перечня видов деятельности, требующих лицензии, было принято большое количество разноуровневых нормативных актов, закрепляющих особенности порядка лицензирования отдельных видов деятельности. Наряду с федеральными органами компетенцией по определению вида деятельности, подлежащего лицензированию, были наделены также органы субъектов РФ и органы местного самоуправления. В итоге большинство видов хозяйственной деятельности стало лицензируемым.
Ситуация изменилась с принятием Гражданского кодекса РФ, отнёсшего полномочия по ограничению гражданских прав к федеральной компетенции и тем самым ограничившего необоснованное расширение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. Принятый Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» был первой попыткой комплексного регулирования института лицензирования.
Дальнейшие попытки совершенствования закона путём внесения в него изменений, направленных на последовательное сокращение количества видов деятельности, подлежащих лицензированию, и упрощение процедуры лицензирования, завершились принятием нового Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В законе были уточнены отдельные экономические понятия и механизм лицензирования, установлен единый перечень из 120 видов деятельности, подлежащих лицензированию, определён базовый перечень документов, необходимых для получения лицензии, и увеличен срок действия лицензии до 5 лет.
Действующий Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» продолжил политику сокращения видов деятельности, подлежащих лицензированию, в том числе посредством замещения лицензирования иными методами регулирования (аккредитацией, аттестацией и др.). Законом разграничены полномочия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области лицензирования. Полномочия последних реализуются только в случае их делегирования РФ в установленном законом порядке.
Подверглась трансформации и процедура лицензирования. Установление бессрочного действия лицензии исключило процедуру продления срока её действия. Отдельные процедуры лицензирования, включая получение заключений федеральных органов исполнительной власти, формирование лицензионного дела, реестра лицензий, информационного ресурса, осуществляются в электронной форме.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, которые утверждаются Правительством РФ, и включают в себя требования к созданию юридических лиц, к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, а также иные требования для получения соответствующей лицензии.
Основанием для принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении является заявление, поданное соискателем лицензии по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (если такая возможность предусмотрена в отношении конкретного вида деятельности), с приложением копий документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
После проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении в форме приказа (распоряжения) лицензирующего органа.
Лицензирующие органы выполняют обязанность по формированию и ведению реестра лицензий на конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию. Реестр лицензий ведётся на электронных носителях.
Отказ в предоставлении лицензии выносится: 1) при наличии в представленном соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и/или прилагаемых к нему документах недостоверной или искажённой информации; 2) при установлении несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям; 3) в иных случаях, указанных нормативными актами, регламентирующими порядок лицензирования отдельных видов деятельности.
Институт лицензирования, являясь эффективным инструментом правового управления, широко применяемым государственными органами, в настоящее время испытывает необходимость в дальнейшей модернизации. Периодические поправки в законодательство о лицензировании, вносимые субъектами законодательной инициативы на рассмотрение Федерального собрания РФ, свидетельствуют о потребности в изменении порядка лицензирования отдельных видов деятельности, наличии тенденции дальнейшего сокращения сферы лицензирования, необходимости совершенствования категориального аппарата.