Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Ко́декс Росси́йской Федера́ции об администрати́вных правонаруше́ниях, кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), объединяющий нормы права, регулирующие порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях, порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также устанавливающий общие начала административной ответственности, составы административных правонарушений, виды административных наказаний.
Расширение сферы общественных отношений, регулируемых и защищаемых административным правом, появление научных исследований в области административной ответственности привели к необходимости кодификации административного законодательства.
Первым нормативным актом, объединившим административно-деликтные процессуальные и материальные нормы, явился Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (КоАП РСФСР). Он охватил все нормы республиканского законодательства, устанавливающие административную ответственность, дал определение административного взыскания, привёл исчерпывающий перечень административных взысканий, кратко раскрыл каждый вид административного взыскания, закрепил характеристику всех административных проступков, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР.
Однако в дальнейшем глобальные экономические и политические реформы на рубеже 1980–1990-х гг. обусловили существование целого ряда нормативно-правовых актов различного уровня, которые параллельно с КоАП РСФСР регулировали применение мер административного принуждения в отдельных отраслях и сферах государственного управления – таможенной, налоговой, земельной, экологической и др. Фактически с середины 1990-х гг. сложилась ситуация параллельного законодательного и подзаконного регулирования.
Принятие 20 декабря 2001 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ (КоАП РФ) стало закономерным результатом кодификации накопившегося за первое постсоветское десятилетие разрозненного и противоречивого массива федерального законодательства об административных правонарушениях. Необходимость данной кодификации диктовалась переходом России к рыночным экономическим отношениям, появлением новых правоотношений, отсутствием чёткого разграничения федеральной и региональной законодательной компетенции в сфере административной ответственности.
КоАП РФ принят Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., вступил в силу с 1 июля 2002 г. Состоит из 5 разделов, объединяющих 32 главы. Раздел I «Общие положения» устанавливает задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях и предметы ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях, понятие административного правонарушения и виды административных наказаний, основания и условия административной ответственности, особенности административной ответственности различных категорий лиц. Разделом II «Особенная часть» закреплены составы административных правонарушений. Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» устанавливает подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях. Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» определяет задачи такого производства, правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях, виды доказательств и порядок доказывания, правила применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок процессуальной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц при разрешении дела об административном правонарушении на различных стадиях. Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» закрепляет порядки вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу; обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению; приведения в исполнение постановления по делу об административном правонарушении, основания и порядок применения отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания, приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания, прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания, а также устанавливает порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
Задачами КоАП РФ законодатель провозгласил защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
КоАП РФ является единственным нормативным правовым актом федерального уровня, закрепляющим составы административных правонарушений. Законами субъектов РФ устанавливается административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В КоАП РФ была устранена многочисленность источников регулирования административной ответственности на федеральном уровне, приводившая к наличию нескольких, параллельно существующих производств по делу об административном правонарушении; закреплены единые принципы производства по делам об административных правонарушениях; установлен единый порядок производства независимо от категорий дел.
Развитие рыночной экономики обусловило необходимость установления в КоАП РФ административной ответственности за противоправные посягательства в области предпринимательской деятельности. В КоАП РФ законодатель закрепил перечень мер административной ответственности, определив их как «административные наказания», исключил из перечня мер административной ответственности исправительные работы и ввёл новые меры наказания: дисквалификацию, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
За недолгий период действия КоАП РФ перечень мер административного наказания подвергался неоднократным изменениям. Так, в целях установления судебного порядка приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц законодателем была добавлена новая мера административного наказания – административное приостановление деятельности. В связи с отсутствием широкой практики применения из перечня мер административных наказаний было исключено возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Введены обязательные работы, заключающиеся в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ.
КоАП РФ закрепил закрытый перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Сосредоточив все нормы, затрагивающие систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в гл. 27, федеральный законодатель определил их общие цели, закрепил понятийный аппарат. Была унифицирована процедура применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, чётко установлены пределы ограничения прав физических и юридических лиц. В дальнейшем, в связи с вносимыми изменениями в КоАП РФ, перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях был дополнен такими мерами, как освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ.
За годы действия КоАП РФ в него было внесено более 5 тыс. изменений, многие из которых носят несистемный характер. Проводимая административная реформа также обусловливает наличие потребности в уточнении и корректировке полномочий отдельных органов административной юрисдикции и их должностных лиц в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, в настоящее время назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики применения КоАП РФ и критической оценки эффективности его норм с учётом внесённых в него многочисленных изменений. Результатом данной оценки должно стать реформирование института административной ответственности, существенный пересмотр норм КоАП РФ.
Во исполнение поручения Правительства РФ от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр Министерством юстиции России подготовлены проекты федеральных законов «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». По замыслу авторов законопроектов, разделение норм материального и процессуального права в рамках одного производства обеспечит расширение правовой регламентации института административной ответственности. В данных законопроектах закреплён перечень принципов административной ответственности; выделена категория грубых административных правонарушений; нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные; исключены с учётом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде административного штрафа. В отдельных главах объединены и детально прописаны случаи освобождения от административной ответственности и от административного наказания; урегулированы вопросы административной ответственности несовершеннолетних. Более чётко регламентирован порядок осуществления прав и обязанностей участниками производства; расширена правовая регламентация процедур доказывания, применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; отдельно урегулирован судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Следует отметить, что в большинстве зарубежных стран отсутствуют кодифицированные законодательные акты об административных правонарушениях, что прежде всего связано с отсутствием в таких странах института административной ответственности. В США, Великобритании, Франции, Италии противоправные деяния рассматриваются как уголовные преступления. В свою очередь, в других государствах существует специальное законодательство об административных правонарушениях. В ФРГ административная и уголовная ответственность чётко законодательно разграничены. Применение мер административной ответственности регламентировано Законом о нарушениях общественного порядка (Gesetz über Ordnungswidrigkeiten, 1968). Данный акт закрепляет составы нарушений общественного порядка (Ordnungswidrigkeit), виды наказаний, порядок рассмотрения дел. В странах Содружества Независимых Государств приняты кодифицированные акты, закрепляющие составы административных правонарушений – Кодексы об административных правонарушениях.
Необходимость обеспечения защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений требует реформирования законодательства об административных правонарушениях на федеральном уровне. Следует поддержать суждение авторов Проекта нового КоАП РФ о том, что совершенствование законодательства об административных правонарушениях невозможно осуществлять изолированно от реформирования отраслевого законодательства, проводимого в настоящее время в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Это потребует работы по совершенствованию института административной ответственности, трансформации его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учётом риск-ориентированного подхода, в случае если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия.