Эмбарго
Эмба́рго (англ. embargo, от исп. embargar – преграждать, изымать, конфисковать), запрет на ввоз или вывоз каких-либо товаров, услуг, валюты и других ценностей в ту или иную страну из той или иной страны. Эмбарго, как правило, является одним из инструментов экономических санкций.
Исторические примеры
Первыми санкциями историки называют морское эмбарго Афин против Мегары, которую обвиняли в примыкании к Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой, укрытии беглых афинских рабов. Был введён запрет на заход в морские порты Афин и торговлю на афинских рынках для мегарских торговцев, введено эмбарго на поставки зерна в Мегару, что привело к голоду. Считается, что в долгосрочном периоде эти санкции имели негативные последствия для самих Афин, поскольку привели к масштабной войне между Афинами и полисами, которую Афины проиграли.
В Средневековье масштабное эмбарго вводила католическая церковь, запрещая торговлю с мусульманскими странами. Эмбарго вводилось и для защиты внутренних производителей Папской области: после обнаружения там ценных квасцов и натуральных красителей был введён запрет на закупку этих товаров в Анатолии.
В 19 в. крупнейшими санкциями с введением эмбарго можно назвать экономическую войну между Францией и Англией. В частности, Наполеоном запрещалось вести торговлю товарами с Англией, английским судам запрещалось заходить во французские порты. Несмотря на то что к этим санкциям присоединились Италия, Голландия, Дания и Испания, Россия, Пруссия и Австрия, Англии удалось наладить альтернативные торговые маршруты и провести импортозамещение. Введённые эмбарго принесли значительный ущерб экономике Франции: французский экспорт снизился на 27 % (в отличие от снижения английского экспорта на 13 %). В то же время Англия быстрее вышла из экономического спада от введённого эмбарго со стороны Франции.
Российская империя вводила эмбарго в отношении Англии (при Павле I) и Франции (при Екатерине II). В первом случае санкции привели к заговору и смерти императора, во втором – к альтернативным «серым» каналам доставки французского импорта в Россию.
Другим примером торгового эмбарго, которое привело к масштабной войне, стало введение запрета североамериканскими колониями на продажу своих товаров англичанам, а также на покупку английских товаров. В 1807 г. из-за того, что в отношении США санкции вводились как Англией, так и Францией, было введено эмбарго на торговлю США с остальным миром (эмбарго Джефферсона). Однако, как и в предыдущих случаях, это эмбарго нанесло больший урон американской экономике, чем противникам, поскольку в результате начались протесты внутри страны.
Виды эмбарго на примере антироссийских санкций
Существует несколько видов эмбарго: экономическое (торговое) эмбарго, в частности продуктовое эмбарго, эмбарго на поставки вооружений, энергетическое эмбарго; финансовое эмбарго; технологическое эмбарго; политическое эмбарго; транспортное эмбарго; экологическое эмбарго; культурное эмбарго.
Говоря об антироссийских санкциях (с 2014 и особенно в 2022) и ответных ограничительных мерах со стороны России, можно привести примеры каждого вида эмбарго. Продуктовое эмбарго предполагает запрет на покупку или продажу продовольственных товаров из другой страны. В 2014 г. Россия ввела ответные меры в виде эмбарго на ввоз некоторых продовольственных товаров из ЕС, Норвегии, США, Канады и ряда других стран, впоследствии продлевая действие меры и расширяя список стран. В части развития сельскохозяйственного производства в России это не привело к негативным последствиям, поскольку российская экономика по производству ключевых продуктов питания является самообеспеченной.
С 2014 г. в отношении России действует эмбарго на поставки вооружений и товаров двойного назначения со стороны западных стран. После событий в Солсбери, связанных с обвинением российских граждан в отравлении С. Скрипаля, США и другие страны ужесточили контроль поставок в Россию ряда химических соединений. Энергетическое эмбарго предполагает запрет на ввоз или вывоз энергоресурсов. Например, в 2022 г. ЕС ввели эмбарго на импорт российской нефти, в соответствии с которым с 5 декабря 2022 г. запрещены морские перевозки российской нефти, начал действовать потолок цен на российскую нефть в 60 долл. США за баррель для поставок в третьи страны.
Финансовое эмбарго включает запрет на проведение финансовых операций с санкционируемой страной, ограничение доступа на фондовые рынки, на осуществление инвестиций как своим гражданам в санкционируемой стране, так и резидентам санкционируемой страны в собственной, заморозку активов, в том числе центрального банка санкционируемой страны, а также физических и юридических лиц, попавших в санкционные списки. По оценкам Минфина РФ, недружественные страны заморозили около 300 млрд долл. резервов ЦБ РФ. На начало 2023 г. на 700 российских компаний были наложены финансовые санкции, всего под санкциями находились 1311 фирм. Для сравнения – в 2014 г. под финансовые санкции попали 69 российских фирм.
Технологическое эмбарго включает как запрет на передачу технологий, так и запрет на поставки высокотехнологичного оборудования. Технологические санкции в отношении России начали применяться ещё в 2014 г. для отдельных секторов, в частности энергетического и военно-промышленного.
Политическое эмбарго касается разрыва дипломатических отношений с санкционируемой страной и ограничение или прекращение деятельности посольств и консульств на территории санкционируемой страны. Например, 13 недружественных стран сократили число своих консульств и посольств в России с 38 до 17 в 2023 г.
Эмбарго в социально-культурной сфере – запрет на участие лиц санкционируемой страны в международных культурно-спортивных мероприятиях или в мероприятиях такого характера в стране – инициаторе санкций. Примером является решение Международного олимпийского комитета о запрете на выступления российских спортсменов в международных соревнованиях, которое тем не менее поддержали не все международные федерации.
Эмпирические исследования эмбарго
Классической эмпирической работой по оценке эффективности санкций с точки зрения достижения своих целей страной-инициатором является исследование Г. Хафбауэра (род. 1939). Автор в качестве критерия эффективности санкций выделял достижение цели санкционной политики страной-инициатором и вклад применяемых экономических санкций в полученный результат (наряду с другими факторами, например военными действиями или другими экономическими изменениями в санкционируемой стране). Каждый из этих элементов эффективности измерялся по шкале от 1 до 4 (Economic sanctions reconsidered. 2007). Итоговый показатель эффективности получался путём перемножения двух показателей и измерялся по шкале от 1 до 16. К эффективным санкционным режимам относили те, по которым итоговый коэффициент эффективности оказывался выше 9. По данной методологии только 34 % санкций можно назвать эффективными (Hufbauer, 2014). В 1914–2000 гг. среди санкций, предполагающих одновременное ограничение экспортных, импортных и финансовых потоков, около 40 % являлись эффективными. При этом доля эффективных санкций ниже, если санкции включают только ограничения на импортные и финансовые потоки (20 %) или только на экспортные и финансовые потоки (18 %) (Economic sanctions reconsidered. 2007).
Этот подход к оценке эффективности санкций неоднократно подвергался критике. К примеру, Р. Пейп утверждал, что из 40 санкционных режимов, которые, согласно методологии Г. Хафбауэра, признаны эффективными, таковыми являются только 5 за период 1919–1990 гг. (Pape. 1997).
Эмбарго России на ввоз отдельных продовольственных товаров из ЕС, США и ряда других стран в 2014 г., введённое в ответ на антироссийские санкции этих стран, оказало различные последствия на эти страны в зависимости от предыдущих объёмов их экспорта в Россию (Skvarciany. 2020). Согласно расчётам авторов, наиболее значительные потери экспорта понесли страны, которые экспортировали наибольшее количество продукции в Россию до введения эмбарго. Разница в экспорте Германии между фактическим и прогнозным значениями за 2014–2018 гг. была самой высокой среди всех стран ЕС. После введения эмбарго она понесла значительные потери (Skvarciany. 2020).
В работе российского исследователя (Оболенский. 2019) делается вывод о том, что результатом продовольственного эмбарго России стало очевидное сокращение агропродовольственного импорта, а политика импортозамещения в АПК способствовала наращиванию отечественного производства продовольственной продукции. Однако негативным фактором стало повышение цен на продовольствие на внутреннем рынке.
Организационно-структурный эффект эмбарго также оказался неоднозначным: оно привело к усилению роли крупных агропромышленных холдингов и вытеснению малого и среднего бизнеса из АПК (Фрумкин. 2016).
Неоднократно оценивался ущерб России от введённых в отношении неё санкций. К примеру, в исследовании «Оценка экономических последствий санкций против России: торговое эмбарго союзников» (Estimating the Economic Effects of Sanctions on Russia An Allied Trade Embargo. 2022) авторы прогнозируют ущерб России от эмбарго, связанного с импортом, экспортом, прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), и от возрастающих от санкций торговых издержек с третьими странами в размере 14 % валового внутреннего продукта. При этом наибольший ущерб ожидается от эмбарго на ПИИ .