Политическое убежище
Полити́ческое убе́жище, предоставление индивиду возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны одного государства на территории другого государства.
В отношениях по предоставлению политического убежища задействовано, как правило, два субъекта. Один из них индивид (физическое лицо), в отношении которого властями государства (на чьей территории он находится) осуществляется преследование по политическим мотивам, или есть основания полагать, что эти преследования в отношении данного лица будут осуществляться в ближайшее время. Вторым субъектом является государство, предоставляющее убежище такому лицу.
Политическим мотивом обычно выступает тот факт, что индивид имеет и распространяет взгляды относительно политического режима, существующего в государстве, идущие вразрез с его официальной идеологий. В Конвенции о статусе беженцев 1951 г. закрепляется право беженцев на вывоз имущества, необходимого им для поселения в других странах (ч. 1 ст. 30), и обязанность всех сторон данного договора отнестись к этому благожелательно (ч. 2 ст. 30), что подразумевает, что и самому выезду беженцев препятствий чиниться не должно. Эта обязанность распространяется на все государства, ратифицировавшие данную Конвенцию.
Предоставление политического убежища имеет давнюю историю. Политическое убежище часто предоставлялось монархами политическим противникам правителей других государств. При этом юридическое оформление данного института как в международном, так и во внутригосударственном праве произошло достаточно поздно.
Примечательно, что ранее распространенным явлением было предоставление политического убежища лицам, совершившим уголовно наказуемые деяния (особенно со стороны религиозных общин, монастырей). Ныне, если преступление относится к общеуголовным, т. е. признаётся таковым на территории всех государств, предоставление убежища лицу, совершившему подобное деяние, недопустимо согласно Конвенции о статусе беженцев (п. «F» ст. 1).
Во многих странах и в международных документах смертная казнь, пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание считаются недопустимыми, поэтому государства имеют право не выдавать лиц, совершивших общеуголовные преступления, если есть основания полагать, что на территории страны, требующей выдачи, с ними поступят подобным образом. Однако отказ от выдачи в данном случае не является предоставлением политического убежища, т. к. речь не идёт о лице, преследуемом по политическим мотивам.
Примечательно, что в международных нормативных правовых актах в составе такого преступления, как терроризм, и смежных с ним составов нет политического мотива, несмотря на то что такие действия часто совершаются именно для достижения политических целей. Это делается для того, чтобы террористам не предоставлялось политическое убежище.
В истории известны убежища внутренние и внешние. Внутреннее убежище могло предоставляться на территории того же государства, например церковью. Особенно это было распространено в Западной Европе в Средние века. Внешнее убежище предоставлялось иностранным государством (монархом). Так, российская императрица Екатерина II предоставила убежище французским аристократам, вынужденным покинуть свою страну из-за революции (Пискунова. 2012. С. 54).
В настоящее время осталось внешнее политическое убежище. Право предоставлять убежище принадлежит исключительно государству. Так, в ч. 1 ст. 63 Конституции РФ закрепляется, что Россия предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства и руководствуется в этом вопросе общепризнанными нормами международного права.
Подобные положения содержатся и в конституциях многих зарубежных стран. Например, в ст. 16a Основного закона ФРГ говорится, что «все лица, преследуемые по политическим мотивам, получают право убежища» (Основной закон ФРГ).
В некоторых зарубежных конституциях право предоставлять убежище закрепляется через запрет выдачи иностранцев в случае их преследования по политическим мотивам (ст. 26 Конституции Италии).
Основания предоставления политического убежища и процедура его предоставления регламентируются законодательством конкретного государства.
В современном международном праве существует два вида убежища: дипломатическое и территориальное. Последнее из них получило наиболее широкое распространение, т. к. признаётся всеми государствами.
Территориальное убежище означает, что государство предоставляет возможность лицу, преследуемому по политически мотивам, укрыться от преследования на территории внутри его государственных границ. При этом предоставление иностранцу или лицу без гражданства права постоянного проживания на территории государства не следует путать с предоставлением политического убежища. Основной международный документ, касающийся этого вопроса, – Декларация ООН 1967 г. о территориальном убежище. В ней отмечается, что подобное убежище предоставляется государством в силу его суверенитета (ст. 1). Оно не может быть предоставлено тем, кто совершил преступления против мира, человечества, военное преступление.
В СССР были случаи предоставления политического убежища, например таким лицам, как Д. Ибаррури, британский аристократ и контрразведчик Г. Бёрджесс, американские учёные Арнольд и Лорен Локшины и др. Что касается российской практики предоставления территориального убежища, то, по данным миграционной службы, за последние 20 лет оно не предоставлялось ни разу (Трифонова. 2020). Обычно Россия предоставляет статус беженца, а не политическое убежище.
Дипломатическое убежище предоставляется на территории дипломатического или консульского представительства, которые обладают неприкосновенностью. Возможно его предоставление и на военном корабле в силу принципа экстерриториальности. Этот вид убежища не предоставляется лицам, преследуемым за совершение преступлений.
Гаванская конвенция 1928 г. и Каракасская конвенция 1954 г., участниками которых являются преимущественно страны Латинской Америки, делают предоставление подобного убежища возможным на территории дипломатических представительств этих стран. Например, 6 марта 1967 г. дочь И. В. Сталина С. И. Аллилуева, находясь в Дели, попросила политического убежища в дипломатическом представительстве США в Индии. Сама Индия отказала ей в политическом убежище на своей территории. Она оставалась в посольстве США, пока это государство не договорилось о её приезде в Италию. Впоследствии уже через Швейцарию она выехала в Соединённые Штаты, где это государство дало ей политическое убежище уже на своей территории (Радомиров. 2009).
Следует отметить, что в США отношение к предоставлению дипломатического убежища неоднозначное. Есть мнение, что в этой стране такое право за своими дипломатическими представительствами не признают (Галенская. 1968. С. 98).
Более современным примером является предоставление политического убежища Дж. Ассанжу в дипломатическом представительстве Эквадора. Ассанж находился на территории Великобритании, когда власти США затребовали его выдачи и британский суд согласился удовлетворить эту просьбу. Посольство Эквадора в Лондоне предоставило Ассанжу политическое убежище на своей территории, но в 2019 г. отозвало его «за неоднократные нарушения международных конвенций и протокола сожительства» (Коржова. 2019). Данное действие было названо на сайте WikiLeaks незаконным и нарушающим международное право (Коржова. 2019). Действительно, выдавать лицо, которому ранее было предоставлено политическое убежище, властям страны, в которой к нему может быть применена смертная казнь, пытки или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, международным правом запрещено. Это правило чётко установлено для территориального убежища (ст. 33 Конвенции о статусе беженцев). Ассанжу в США грозит 175 лет тюрьмы либо смертная казнь (Мексика предложила убежище Ассанжу. 2021).
В то же время в Гаванской конвенции 1928 г. указывается, что политическое убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на тот период, который потребуется для дальнейшей безопасности лица (ст. 2). В документе не подразумевается, что лицо, получившее убежище в дипломатическом представительстве, будет оставаться там длительное время (Convention on Asylum).
Таким образом, из-за того, что институт дипломатического убежища по политическим мотивам не является достаточно совершенным и частично регулируется нормами международного права, а частично международными обычаями, государства могут использовать его, руководствуясь своими политическими мотивами, которые могут быть довольно изменчивы.
Обязанность государства, предоставившего политическое убежище на своей территории, зачастую закрепляется в его конституции (например, ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, ст. 26 Конституции Италии).