Налоговое право
Нало́говое пра́во, совокупность правовых норм, регулирующих налоговые отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, обжалованию актов налоговых органов, действий/бездействия их должностных лиц.
Большинством авторов налоговое право определяется как совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов (Химичева. 1997. С. 43-44); (Кучеров. 2001. С. 65).
В юридической науке налоговое право рассматривается в трёх аспектах:
наука;
учебная дисциплина.
Налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты подотрасли финансового права – налогового права.
Налоговое право как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний, представлений, информации об основных положениях налогового права. Оно может отличаться от налогового права как отрасли, так как содержит более обширный объём информации, поскольку в рамках учебной дисциплины рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, виды налогов и сборов, история налогового законодательства, особенности правового регулирования налоговых отношений в зарубежных странах и другие теоретические проблемы.
Налоговое право как наука – система знаний, научных концепций и положений о нормах налогового права, теории и практике, порядке, формах и способах применения норм налогового права.
Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц путём императивного метода воздействия на соответствующих субъектов (см. также Налоговое право. Москва, 2016. С. 35).
Существует несколько концепций сущности и места налогового права в системе права:
налоговое право является частью бюджетного права как подотрасли финансового права;
налоговое право является подотраслью финансового права;
налоговое право является комплексным институтом, включающим нормы конституционного, финансового и административного права;
налоговое право является самостоятельной отраслью права (см. также Налоговое право. 2016. С. 41).
В советский период налоговое право рассматривалось большинством учёных преимущественно как институт финансового права (Налоговое право. 2020. С. 35).
В настоящее время, в период возросшей роли налогов как важнейшего инструмента рыночной экономики, с развитием налогового законодательства и созданием Налогового кодекса РФ (НК РФ), налоговое право характеризуется как подотрасль финансового права (Винницкий. 2003; Налоговое право. 2015; Козырин. 1993; Налоговое право. 2020. С. 36). Установление налогов является одним из основных методов финансовой деятельности государства, обеспечивающим формирование доходной части бюджета – основного централизованного публичного фонда денежных средств. Современная система налогов и сборов Российской Федерации соответствует бюджетной системе страны, и федеральные, региональные и местные налоги и сборы поступают в бюджеты соответствующих уровней. Названное соответствие находит своё отражение во взаимосвязанности и взаимообусловленности правовых норм, регулирующих эти финансовые отношения. Таким образом, налоговое право самым тесным образом связано с другой подотраслью финансового права – бюджетным правом.
Общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования налогового права, можно разделить на несколько групп отношений по:
установлению налогов и сборов;
введению налогов и сборов;
взиманию налогов и сборов;
осуществлению налогового контроля;
обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Отличительные черты налоговых правоотношений заключаются в следующем:
носят властный характер;
являются публично-правовыми, т. е. одной из сторон всегда выступает публичный субъект в лице уполномоченных органов публичной власти или их должностных лиц;
обязательный характер отношений означает, что налоговые правоотношения могут существовать лишь при наличии соответствующего закона, поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно, что является определяющим для возникновения, изменения или прекращения правоотношения;
отношения являются денежными, так как налоги существуют только в денежной форме и обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней.
В юридической науке применяется термин «европейское налоговое право» (Толстопятенко. 2001. С. 5), под которым понимается совокупность интеграционного налогового права и налогового права государств – членов Европейского союза (ЕС). При этом следует иметь в виду, что национальное налоговое право является составляющей европейского права, поскольку охватывает своим регулированием значительный сектор налоговых отношений в государствах – членах ЕС (Толстопятенко. 2001. С. 15).
Метод налогового права – совокупность приёмов и способов регулирования налоговых отношений. Преобладающим методом правового регулирования налоговых отношений является императивный, однако это не исключает возможности использования диспозитивности, предполагающей юридическое равенство сторон (см. также Налоговое право. 2016. С. 44).
Элементы диспозитивности применяются в целях регулирующего воздействия на экономические отношения. Так, возможно предоставление инвестиционного налогового кредита налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную, инновационную и иную социально значимую деятельность. Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором между соответствующим уполномоченным органом и организацией. Договорные конструкции используются в налоговой сфере и в иных случаях, например при рассрочке платежа.
Налоговые правовые нормы в своей совокупности образуют систему налогового права, которая представляет собой определённую иерархию норм, образующих внутреннюю его структуру, складывающуюся объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.
Нормы налогового права принято подразделять на две части – общую и особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, закреплённые в первой части НК РФ и устанавливающие:
основные принципы налогообложения;
систему и виды налогов и сборов в Российской Федерации;
права и обязанности участников налоговых правоотношений;
основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок её исполнения;
порядок составления налоговой отчётности и осуществления налогового контроля;
ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц;
способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов, которые закреплены во второй части НК РФ, в частности: федеральные налоги и сборы, региональные налоги, местные налоги и сборы (см. также Налоговое право. 2016. С. 47).
Специфика налогового права как подотрасли финансового права проявляется в наличии соответствующих источников, которыми выступают конкретные формы выражения норм налогового права, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие нормы права. Источники налогового права можно подразделить на национальные и международные.
К национальным источникам налогового права в РФ можно отнести:
Законодательство о налогах и сборах, включающее в себя: законодательство РФ о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ, федеральные законы о налогах и сборах); законодательство субъектов РФ о налогах и сборах; нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти (федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ) и исполнительных органов муниципальных образований.
Международно-правовые источники налогового права в РФ включают в себя преимущественно международно-правовые договоры, в том числе нормативные межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения. Важнейшую роль в становлении и развитии налоговой системы страны, совершенствовании налогового законодательства, правоприменительной практики по защите интересов налогоплательщиков и государства играют акты Конституционного Суда Российской Федерации (см. также Налоговое право. 2016. С. 47–53).