Правовой режим
Правово́й режи́м, специфическое средство правового регулирования, объединяющее в себе правовой инструментарий в комплексе и направленное на достижение соответствующих правовых целей и планируемый оптимальный социально значимый результат.
Режим (франц. régime; лат. regimen) означает: а) совокупность методов и приёмов государственного осуществления власти (Юридический энциклопедический словарь. 1984. С. 319); б) систему средств (мероприятий, правил), необходимых для той или иной цели (Словарь русского языка. Т. 3. 1983. С. 697).
В отечественной юридической науке понятие «правовой режим» (в современном понимании) вошло в оборот в 1960-е гг. применительно к характеристике типов, способов и средств правового регулирования.
В настоящее время господствующим подходом в определении правовых режимов является инструментализм (инструментальная теория права) – понимание последних непосредственно (или опосредованно через порядок правового регулирования) как совокупности правовых средств (инструментов).
Сущность правового режима состоит в создании особого настроя («климата») правового регулирования, основанного на том или ином типе (способе) правового регулирования – дозволительного или разрешительного.
К признакам правового режима традиционно относятся:
формально-юридический характер (обязательность нормативно-правового закрепления);
тесная связь с правовой процедурой;
наличие специфической цели при установлении и дальнейшем функционировании;
особый порядок правового регулирования (в основе которого лежит специфическое сочетание правовых средств и способов правового регулирования – дозволений и запретов, стимулов и ограничений и т. д.).
Обязательность нормативно-правового закрепления выражается в том, что как весь правовой режим, так и его отдельные элементы подлежат юридическому оформлению. При этом правовому режиму объекта права или вида деятельности может быть посвящён юридический документ в целом (например, Федеральный закон от 28 декабря 2010 № 390-ФЗ «О безопасности») или отдельные его разделы (главы) и даже статьи (ст. 11 «Правовой режим контртеррористической операции» Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»). Юридическое закрепление правовых режимов создаёт необходимые предпосылки для обеспечения их реализации всеми субъектами права, информирует субъектов о правилах поведения в рамках правовых режимов и настраивает их на правомерную реализацию прав и законных интересов.
Процедурность (связанность правовой процедурой), как неотъемлемый элемент режимного правового регулирования, подчиняет юридическую деятельность субъектов права определённому регламенту. В основе правовой процедуры лежат определённые законом стадии (этапы) функционирования правовых режимов.
Поскольку специфической целью правовых режимов является создание особого порядка правового регулирования, стимулирующего или ограничивающего субъектов права в реализации своих прав и интересов, в ряде случаев они формализуются в нормативных правовых актах, устанавливающих тот или иной правовой режим. Так, например, цель режима контртеррористической операции состоит в пресечении и раскрытии террористического акта, минимизации его последствий и защите жизненно важных интересов личности, общества и государства на период её проведения (ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Разновидностями особого правового регулирования являются:
1) льготный правовой режим – упрощённый порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчётности; льготный порядок расчётов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество и т. д. (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);
2) ограничивающий (запретительный) правовой режим – режим контртеррористической операции – ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем; приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий и т. д. (ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Относительно структуры правового режима существуют различные точки зрения: отождествление структурных компонентов правового режима и механизма правового регулирования; выделение в качестве единственного структурного элемента правовых норм; наделение правового режима специфической структурой целостной системы с разделением групп его компонентов по уровням.
Структура правового режима как самостоятельной правовой категории включает три уровня элементов:
1-й уровень – элементы механизма правового регулирования (МПР): правовые нормы, юридические факты и фактические составы, правоотношения и т. д., которые создают «механизм» правового режима и направлены на реализацию его функций;
2-й уровень (основной) – элементы, обеспечивающие специфический порядок (льготный или ограничительный) правового регулирования (элементы данного уровня реализуются в публичных и частных отраслях права);
3-й уровень – операциональный (вспомогательный); включает правовые средства, направленные на непосредственное обеспечение работы правового режима (иск, заявление, жалоба, ходатайство, договор и т. д.). Например, в семейном праве договорный режим имущества супругов основан на брачном договоре; в гражданско-процессуальном праве таким элементом процессуально-правового режима искового производства выступает иск и т. д.
Видовое многообразие правовых режимов нуждается в их классификации. Основаниями для классификации выступают: предмет правового регулирования, характер и цели воздействия правовых режимов на регулируемые общественные отношения; юридическая природа; соотношение типов (способов) правового регулирования, территория и сроки действия и т. д.
В целом правовые режимы объединяют многообразие правовых понятий, явлений и конструкций, единство которых заключается в том, что они характеризуют инструментально-функциональную сторону правового регулирования и служат задаче законной, оптимальной и эффективной реализации прав и интересов субъектов права.