Финансовое право
Фина́нсовое пра́во, 1) отрасль науки правоведения, предметом которой являются публичные имущественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления государственной финансовой политики; 2) учебная дисциплина в рамках юридического образования; 3) раздел законотворчества и его применения. При этом существует интегрированное понимание финансового права как сложившейся системы юридических представлений, принципов правового регулирования, экономико-правовых ценностей, формирующих механизм осуществления «вертикальных» имущественных отношений, складывающихся между органами государства, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, субъектами федерации, муниципальными органами, с другой стороны. Вертикальность финансовых отношений предопределена тем, что их основой служит публичный (государственный) интерес, достижение экономических целей всего общества, а не конкретного субъекта права.
Признание финансового права самостоятельной отраслью права во многом зависит от правовой семьи, к которой принадлежит соответствующая национальная правовая система. В романо-германской и других правовых семьях финансовое право выделяется, как правило, в отдельную отрасль; англосаксонское право этому не следует и рассматривает институты финансового права как самостоятельные – налоговое право, банковское право, бюджетное право и др.
Сферы применения и законодательная основа
В России основными сферами применения финансового права выступают:
а) фискальное право, регулирующее порядок взимания налогов, сборов, таможенных платежей, страховых отчислений, других доходов, поступающих в общегосударственные, региональные и муниципальные публичные фонды;
б) бюджетное право, охватывающее механизм распределения полученных публичных доходов между различными звеньями бюджетной системы РФ, внебюджетными фондами, правовой режим легализации платежей из публичных фондов;
в) право публичных расходов – совокупность правил, регламентирующих процесс выделения, получения и расходования денежных средств, направляемых на финансирование экономического развития, социальных мероприятий, обороны страны, внешнеэкономической деятельности, государственного управления, а также финансовой отчётности;
г) эмиссионное право – правовое регулирование выпуска и обращения национальной валюты непосредственно (в наличной и безналичной формах), других платёжных средств, эмитированных в рублях, а также правила обращения иностранной валюты и других платёжных средств;
д) финансовый контроль – порядок реализации компетенции специально уполномоченных органов государства по верификации полноты использования доходной базы публичных фондов, законности и эффективности производимых расходов из этих фондов; соблюдение финансовой дисциплины всеми участниками экономического оборота в стране.
Законодательной основой современного финансового права России служит Конституция РФ, решения Конституционного Суда РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, банковские законы, указы и другие акты Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
История возникновения
Возникновение потребности в регулировании внешних и внутренних финансовых отношений относится к середине 18 в., когда выдающимся государственным деятелем В. Н. Татищевым были инициированы меры по формированию русского финансового права, прежде всего в сфере ввозных и вывозных таможенных пошлин, и введению финансовой отчётности – прообраза бюджетного права.
Долгое время финансовое право формировалось и развивалось внутри специальной части экономической науки – науки о финансах.
В течение 18 и 19 вв. всё увеличивающаяся группа учёных-экономистов, как правило, профессоров университетов, считала возможным изучать одновременно как сущность публичных финансов, так и их форму – финансовое право. В целом в этот период под правом понимались, прежде всего, воля государства и веления соответствующих государственных органов. Лишь в начале 20 в. трудами иностранных и российских учёных удалось разграничить и найти соотношение между понятиями государства и права, что положительно сказалось на формировании финансового права как аксиологического явления. Работами крупных учёных, таких как И. Х. Озеров, В. А. Лебедев, С. И. Иловайский, И. И. Янжул, была доказана необходимость отдельного исследования финансового права как научного направления, имеющего дело с собственными закономерностями развития, отдельными от науки финансов.
Однако как до Октябрьской революции 1917 г., так и после самостоятельность финансового права была скорее доктринальным явлением. Только проведённое в 1938 г. Всесоюзное совещание по системе права узаконило эту отрасль в научном и педагогическом смысле, а изданный в 1940 г. первый учебник «Финансовое право» под редакцией доцента М. А. Гурвича закрепил тенденцию организационно. Помимо прочего, этому способствовало бурное развитие и совершенствование финансового законодательства, как и развитие правоприменительной практики в области финансов.
Очередной этап развития ожидал финансовое право в 1960-е гг. в связи с трудами Е. А. Ровинского, С. Д. Цыпкина, Н. И. Химичевой, Л. К. Вороновой, М. И. Пискотина, в которых обоснован теоретический базис правового регулирования финансов в целом и в отдельных его частях, равно как и гармоническое единство финансового права со всей системой отраслей и институтов права.
В советский период развития финансового права законодательное обеспечение не соответствовало достигнутому теоретическому уровню, оставаясь фрагментарным, малопоследовательным и ориентированным на оперативное решение возникающих вопросов актами исполнительных органов; наблюдался явный приоритет воли государства над интересами юридических и физических лиц; актами государственного планирования умалялась роль субъективного права в ходе регулирования финансовых отношений.
Социально-экономические реформы конца 20 в. вызвали переход финансового права из атрибутивного статуса в ведущее направление правового развития – были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы как следствие соответственно становления мультиинституционного налогового права и возникновения юридически состоятельной бюджетной системы, а также бюджетного устройства, отражающего государственное устройство страны на демократических началах. Реформа банковского сектора вызвала развитие банковского законодательства, совершенствование управления эмиссией, кредитованием и расчётами, стала причиной создания Центрального банка РФ.
Финансово-правового обеспечения в ходе реформ потребовало изменение отношений собственности, новый порядок фискальных отношений государства с хозяйствующими субъектами, внедрение в экономику механизма государственных заказов, стимулирование развития регионов через целевые субсидии и субвенции, повышение эффективности научных исследований, ведущихся в национальных НИИ и ВУЗах, и многие другие задачи управления экономикой. Изменению подверглась и сущностная роль финансового права – из гарантированного наполнения бюджета денежными доходами и распределения полученных средств по «ячейкам» народного хозяйства посредством финансовых инструментов осуществляется экономическое управление производством материальных и духовных благ всем обществом.
В ходе реформ существенно видоизменилось правовое положение участников финансовых отношений. Это коснулось прежде всего уполномоченных органов государства, которые сейчас действуют в пределах своей компетенции и под контролем арбитражных судов, взимая налоги или осуществляя финансирование каких-либо мероприятий, в том числе путём кредитования.
Развитие финансового законодательства позволяет говорить о возникновении такого явления, как субъективное финансовое право – комплекс материально-правовых процедурных и процессуальных гарантий защиты и обеспечения законных имущественных интересов граждан, юридических лиц и других субъектов права в сфере финансов, главной из которых служит право на судебную защиту законных финансовых интересов.
Значительные изменения произошли в сфере финансового контроля. Помимо Счётной палаты действуют контрольно-счётные органы в субъектах федерации и во многих муниципалитетах и другие контрольные службы. В настоящее время финансовый контроль осуществляется путём гармонического взаимодействия контрольных подсистем:
а) органов отраслевого контроля;
б) надзора органов прокуратуры и отраслевых надзоров;
в) финансового мониторинга;
Тем не менее в правовом регулировании финансового контроля нередко наблюдаются просчёты и нестыковки, что объясняется в том числе отсутствием полноценной теоретической базы. Проблематика финансового контроля меняется быстро, и сложившиеся организационные формы контроля не всегда успевают за изменением обстановки.
Актуальные проблемы
Перед наукой финансового права стоят многие теоретические вопросы высокой практической значимости. Так, в законодательстве ещё не выработали эффективного инструментария по обеспечению стабильности национальной валюты и её защиты от инфляции. Правовая организация банковского кредитования недостаточно эффективно стимулирует производство, что в значительной мере связано с несовершенством понимания статуса банка как предприятия по «торговле деньгами», т. е. нацеленность банковской деятельности на получение дохода в ущерб публичной стороне банковского кредита.
Должно быть найдено оптимальное соотношение между фискальным началом и задачей экономического стимулирования в сфере налогообложения доходов как крупных, так и средних и малых предприятий, особенно при взимании налога на добавленную стоимость, прежде всего для недопущения двойного и тройного обложения налогами и другими платежами.
Поле развёртывания финансово-правовых исследований в настоящее время весьма обширно, но и научный потенциал накоплен за 2000–2020 гг. немалый. В России сформировалось несколько научных школ финансового права. Следует отметить школу Московской юридической академии имени О. Е. Кутафина (МГЮА), возглавляемую Е. Ю. Грачёвой, школу банковского права под руководством академика РАН Г. А. Тосуняна, неформальный Московско-уральский альянс специалистов налогового права (С. Г. Пепеляев, Д. В. Винницкий, А. В. Брызгалин), школу МГУ под руководством Ю. А. Крохиной, Воронежскую школу (М. В. Сенцова), Саратовскую школу (Е. В. Покачалова), ряд других научных центров (ИЗиСП, РУДН, МГИМО). В стране созданы и активно работают полноценные кафедры финансового права в МГУ, МГЮА, МГИМО, РУДН, Российском государственном университете правосудия, Саратовской государственной юридической академии, УрГЮУ (Екатеринбург), Воронежском государственном университете, СПбГУ (Санкт-Петербург) и др., способствующие повышению уровня знаний студентов и выпускников о финансовом законодательстве и его применении.