Евразийский экономический союз
Еврази́йский экономи́ческий сою́з (ЕАЭС), международная организация экономической интеграции, учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (вступил в силу 1 января 2015). С вступлением в силу договора было упразднено Евразийское экономическое сообщество (в 2014).
Члены ЕАЭС (с 2015) – Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Государства-наблюдатели: Куба (с 11 декабря 2020), Молдавия (с 14 мая 2018; власти Молдавии отказываются считать себя наблюдателем при ЕЭАС, представители страны не участвуют в саммитах и встречах объединения), Узбекистан (с 11 декабря 2020).
Цели создания и компетенции организации
Основные цели ЕАЭС – создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках союза; модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Принципы функционирования ЕАЭС закреплены в ст. 3 договора, к ним относят: уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств-членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учёта национальных интересов сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование Таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.
В соответствии со ст. 1 договора о ЕАЭС, в союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Руководящие органы союза
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС, действует на уровне глав государств-членов, заседания проводятся не реже одного раза в год) отвечает за рассмотрение принципиальных вопросов деятельности союза, определение его стратегии, направлений и перспектив развития интеграции. Повестку заседаний ВЕЭС формирует Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) на основе предложений государств. Решения и распоряжения ВЕЭС принимаются на основе консенсуса.
Евразийский межправительственный совет (действует на уровне глав правительств, заседания проводятся не реже двух раз в год) осуществляет работу по десяти направлениям, среди которых следует выделить: обеспечение контроля за исполнением договора о ЕАЭС и решений ВЕЭС; рассмотрение вопросов по инициативе ЕЭК, по которым не был достигнут консенсус при принятии решения; одобрение проектов бюджета союза.
Договором о ЕАЭС предусмотрена ежегодная ротация председательства государств-членов в высшем и межправительственном советах в порядке русского алфавита.
ЕЭК – единый постоянно действующий регулирующий орган. Основные задачи – обеспечение условий для функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. Общее руководство деятельностью комиссии осуществляет Совет ЕЭК, в который входит по одному заместителю главы правительства от каждого государства-члена. Коллегия ЕЭК формируется по принципу равного представительства сторон. Срок полномочий коллегии – 4 года. С 2016 г. в состав Коллегии ЕЭК входят 10 министров (по два от каждой страны-члена). С 2020 г. председателем Коллегии ЕЭК является М. В. Мясникович (Беларусь). Штаб-квартира – в Москве.
Суд Евразийского экономического союза – постоянно действующий судебный орган. В состав суда входят по два представителя (судьи) от каждого государства, срок полномочий которых составляет 9 лет. Судьи назначаются ВЕЭС. К компетенции суда относятся споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках союза и решений его органов. Он может рассматривать споры как по заявлению страны-члена, так и по заявлению хозяйствующего субъекта. Штаб-квартира – в Минске (Беларусь).
Направления сотрудничества
В 2018 г. вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса ЕАЭС. В 2020 г. утверждены стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.
ЕАЭС призван стать «одним из центров формирования более широкого интеграционного контура» путём сопряжения с китайской стратегией экономического развития «Один пояс – один путь», Шанхайской организацией сотрудничества, Асеановским региональным форумом (Путин призвал создать большое Евразийское партнерство // ТАСС).
С января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов каждой стороной исходя из стажа работы, приобретённого на её территории.
Производители могут выбрать для производства продукции любой тип стандарта из входящих в перечень к регламенту: межгосударственные стандарты или национальные стандарты любого государства, входящего в Таможенный союз.
При проведении государственного надзора за пищевыми продуктами и некоторой другой продукцией национальные надзорные органы пользуются правовыми актами союза.
С 2021 г. реализуются основные направления транспортной политики, начала работу унифицированная система поиска «Работа без границ», запущена программа «Путешествуй без COVID-19».
С января 2022 г. вступила в силу новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Единого таможенного тарифа ЕАЭС (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 № 80, утвердил Совет ЕЭК). Необходимость в издании новой редакции обусловлена вступлением в силу седьмого издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая является международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В июле 2021 г. вступило в силу Соглашение ЕАЭС об обмене информацией по отмыванию денег и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза: таможенные органы стран союза обмениваются данными о таможенных декларациях прибывающих граждан и грузов (ст. 370 Таможенного кодекса ЕАЭС).
В 2022 г. подписано соглашение об учреждении Евразийской перестраховочной компании с целью содействия увеличению объёмов взаимной торговли, инвестиций, развитию экономической интеграции между сторонами.
Предполагается, что Евразийская перестраховочная компания будет оказывать страховую поддержку во взаимной и внешней торговле, стимулировать развитие инвестиционного сотрудничества, обеспечивать экспортные займы и взаимодействие с кредитными агентствами и страховщиками. В соответствии с соглашением, участниками такой компании могут быть государства и международные финансовые организации.
Международное сотрудничество
ЕАЭС имеет соглашения о свободной торговле с Вьетнамом (2016), Сингапуром (2019), Сербией (2019) и Ираном (2023). С октября 2019 г. вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой от 17 мая 2018 г.
В декабре 2022 г. объявлено о начале переговоров о заключении соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Индонезией, в июне 2023 г. прошёл второй раунд переговоров о заключении соглашения об экономическом партнёрстве с ОАЭ.