Нормотворчество
Нормотво́рчество, определённая форма юридической деятельности, направленная на создание, дополнение и отмену различных видов норм (правил, стандартов поведения), действующих в обществе.
Понятие «нормотворчество» состоит из двух ключевых частей: «норма» и «творчество». Первое определяет направленность (цель) нормотворческой деятельности. Такая юридическая деятельность, в отличие от других видов деятельности государственных органов (издание актов применения права, акты-действия [словесные, конклюдентные (жесты, движения)], организационные мероприятия и т. д.), имеет целью создание правовых норм, т. е. формально определённых правил поведения общего характера, если эти правила распространяются на всех граждан, или правил поведения узковедомственной направленности (если нормативные предписания рассчитаны только на сотрудников того или иного ведомства либо если нормативные правовые акты имеют гриф секретности). Указанная цель определяет само содержание юридического термина «нормотворчество». При этом деятельность, направленная на создание норм права, фактически даёт праву жизнь как социальному регулятору, оформляет его в виде различных источников права (законов, подзаконных нормативных правовых актов, договоров нормативного содержания) (Арзамасов. 1997. С. 19–26). Слово «творчество» С. В. Усольцева предложила определять как интеллектуальную деятельность, которой присущ признак новизны (оригинальности) (Усольцева. 1999. С. 58).
В теории права существуют различные мнения по вопросу соотношения понятий «нормотворчество» и «правотворчество». Например, одни авторы считают данные понятия идентичными (Общая теория права и государства. 1994. С. 122; Конин. 2006. С. 140), другие, разделяя основные идеи направлений социологии права, утверждают, что понятие «правотворчество» шире понятия «нормотворчество», поскольку включает в себя не только деятельность нормотворческих органов по подготовке и принятию норм права, но и находящиеся в социуме общественные отношения в виде деловых обыкновений, сложившейся практики, обычаев, традиций и т. п., которым следует придать правовую форму (Куртяк. 2008. С. 25).
Ныне учёные-юристы стали говорить о разумном соотношении между узким подходом к пониманию нормотворчества и более широким. При узком подходе понятия «нормотворчество» и «правотворчество» оказываются синонимами, что связано с наследием идей советской правовой школы, в которой понятие «нормотворчество» заменялось понятием «правотворчество» (Нормография. 2021. С. 25).
Согласно широкому подходу, нормотворчество – деятельность по созданию различных социальных норм, т. е. определённых правил и стандартов поведения, действующих в обществе. Причём в данное понятие следует включать создание не только религиозных (Библия, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), политических, корпоративных (см. подробнее в статье Корпоративное право), этических и других социальных норм, но и технических норм (стандарты, технические регламенты, технические условия (регламентируют отношения по формулам «человек – машина», «человек – роботы», «человек – производство» и т. п.), при подготовке которых нужны не только знания правил, приёмов и средств юридической техники, технологий подготовки норм права, но также специальные технические знания в соответствующих областях. Между тем, когда говорят о нормотворчестве, в основном подразумевается создание социальных норм. Самым древним является закрепление в специальных актах тех регуляторов, которые прошли проверку временем (обычаи, деловые обыкновения, традиции, ритуалы), что является характерным для так называемого санкционированного нормотворчества. Кроме того, законодатель может закрепить в законе нормы, разработанные общественными организациями (творческие союзы, кооперативы, товарищества и т. п.), а также как реально существующие, так и новые общественные отношения, придав им официальный характер.
Помимо санкционированного нормотворчества, следует выделить непосредственное нормотворчество, когда люди напрямую, т. е. без посредничества властных органов и должностных лиц, принимают социальные нормы. Так, законы могут быть приняты на референдуме; уставы муниципальных образований, а также их решения принимаются на сходе граждан.
В настоящее время нормотворчество является функцией именно органов публичной власти. Причём осуществление нормотворческих функций является не только прерогативой законодательных органов власти, связанных с подготовкой и принятием федеральных и региональных законов, но и деятельностью органов исполнительной власти и должностных лиц, реализующих различные управленческие функции. Вся конкретизация и детализация положений законодательных норм осуществляется посредством ведомственных нормативных правовых актов.
Ныне уделяется больше внимания исследованию накопленного положительного нормотворческого опыта, как отечественного, так и зарубежного, способствующего не только повышению качества актов, но и сближению правовых систем различных стран, их правовой конвергенции.
Учитывая вышесказанное, возможно выделить следующие признаки нормотворчества, характерные практически для всех его видов:
является специальным видом творческой профессиональной социальной деятельности;
выступает формой реализации управленческих решений;
осуществляется, как правило, специально уполномоченным субъектом;
нормотворческая компетенция нормативно закреплена в специальных нормативных правовых актах;
направлено на регулирование общественных отношений;
способствует возникновению новых общественных отношений, а также прекращению и изменению длящихся отношений в социуме;
способствует формированию стройной взаимосвязанной нормативной системы регулирования отношений в социуме;
результатом нормотворчества является принятие нового акта.
Долгосрочная глобальная задача нормотворчества – упорядочение различных видов общественных отношений с целью создания действенной взаимодополняемой системы нормативного регулирования посредством принятия различных видов социальных и технических норм.