Вынужденные переселенцы в Российской Федерации
Вы́нужденные переселе́нцы в Росси́йской Федера́ции, лица имеющие гражданство РФ, вынужденные покидать места своего постоянного жительства по причине совершённого в отношении них или членов их семей насилия или преследования либо наличия реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определённой социальной группе в связи с вооружёнными и межнациональными конфликтами и массовыми нарушениями общественного порядка. Вынужденные переселенцы осуществляют пространственные перемещения с пересечением государственных либо внутригосударственных границ в целях смены места жительства в пределах территории государства гражданской принадлежности.
Появление вынужденных переселенцев
В начале 1990-х гг., после распада СССР, на территории бывшего Союза сложилась крайне сложная ситуация – вооружённые конфликты, этническая и религиозная неприязнь привели к тому, что сотни тысяч человек стали вынужденными мигрантами – беженцами и вынужденными переселенцами. Если первое понятие (беженцы) имеет международно-правовые аналоги, то второе (вынужденные переселенцы) употребляется только в Российской Федерации и ряде стран СНГ.
Изменение политической обстановки, угроза безопасности жизни, отсутствие возможностей для трудовой деятельности на месте исходного проживания – основные причины вынужденного движения миграционных потоков. Вынужденная миграция населения стала проблемой национального и международного характера, потребовалась разработка правового регулирования статуса вынужденных мигрантов. Вопросы защиты граждан, которым пришлось не по собственной воле покинуть исходное место жительства, имеют важное значение и тесно связаны с обеспечением суверенитета и безопасности государства.
Военные действия в Нагорном Карабахе, на территории Грузии, Молдавии, в Таджикистане, а также нестабильная ситуация в других регионах бывшего СССР привели к массовому вынужденному переселению людей с целью найти более безопасные и комфортные условия жизни. В результате появилась категория вынужденных переселенцев, характерная только для постсоветского пространства.
Легальное определение и правовой статус вынужденных переселенцев
Легальное определение понятия «вынужденный переселенец» закреплено в ст. 1. Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530–1 «О вынужденных переселенцах». Так, вынужденным переселенцем является гражданин РФ, покинувший место жительства по одному из следующих оснований:
вследствие совершённого в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах;
вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, для массовых нарушений общественного порядка.
До 2015 г. вынужденными переселенцами признавались также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах её территории по обстоятельствам, указанным выше. Кроме того, вынужденным переселенцем признавался гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ.
Для признания лица вынужденным переселенцем необходимым условием является пересечение государственной границы РФ либо границы между субъектами РФ. В силу ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах» таковым признаётся гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ, и гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.
Срок для приобретения статуса вынужденного переселенца – 12 месяцев со дня выбытия с места жительства.
Следует отметить, что оставление места жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не является основанием для приобретения статуса вынужденного переселенца.
Лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, если оно совершило преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление.
Права и обязанности вынужденных переселенцев закреплены в ст. 6 Закона «О вынужденных переселенцах». К правам относятся следующие: право самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ; право проживать у родственников или у иных лиц; получать направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; право на содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания.
Кроме того, граждане, признанные вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящие в органах местного самоуправления на учёте в качестве нуждающихся в жилье, имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» (правила выпуска и реализации сертификатов утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153).
К обязанностям вынужденных переселенцев относится соблюдение Конституции и законов РФ, установленного порядка проживания в центре временного размещения и жилом помещении фонда для такого поселения, а также своевременная постановка на учёт.
Объём прав вынужденного переселенца значительно шире, чем объём прав других видов мигрантов. По российскому законодательству основным признаком статуса вынужденного переселенца, отличающим его от других видов мигрантов, является гражданство РФ. Помимо прав, предоставляемых в связи со специальным статусом вынужденного переселенца, данная категория мигрантов обладает всеми правами, в том числе и политическими, вытекающими из правового статуса гражданина РФ.
Оказание государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия осуществляется в соответствии с административным регламентом (приказ МВД России от 4 сентября 2019 № 602 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия»).
Согласно ст. 14.1 Закона «О вынужденных переселенцах», РФ заключает с иностранными государствами международные договоры по проблемам вынужденных переселенцев. В развитие данной статьи 24 сентября 1993 г. гла́вы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана подписали соглашение «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам».
Вынужденным переселенцем, в соответствии с данным соглашением, признаётся лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны вследствие совершённого в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определённой социальной группе в связи с вооружёнными и межнациональными конфликтами (ст. 2). Данное соглашение ратифицировали Россия, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Киргизия и Белоруссия.
Экономический суд СНГ в решении от 11 сентября 1996 г. № С-1/14-96 «О толковании понятий беженец, мигрант, вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключённому 24 сентября 1993 г., установил следующие критерии признания лица вынужденным переселенцем:
лицо должно быть гражданином государства, предоставившего убежище (государство въезда)
вынужденное оставление данным лицом места постоянного жительства, находящегося на территории другого государства (государства выезда);
причина, по которой лицо вынуждено покинуть государство, – совершённое насилие или преследование в иных формах либо реальная опасность подвергнуться преследованию не только в отношении самого лица, но и членов его семьи по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определённой социальной группе;
наличие связи между совершением насилия или преследования в отношении данного лица (либо реальной опасностью подвергнуться преследованию) с вооружёнными и межнациональными конфликтами.
Численность вынужденных переселенцев
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в России численность вынужденных переселенцев в 1995 г. составила 702 451 человек, достигла наивысшего значения в 1997 г. – 1 147 354 человек. Затем численность данной категории вынужденных мигрантов постоянно снижалась и в 2020 г. составила 5323 человек. На 1 января 2021 г. число вынужденных переселенцев в РФ составило 2512 человек. Вынужденные переселенцы территориально расселены следующим образом: 1,5 тыс. человек – на территории Республики Северная Осетия – Алания, 0,4 тыс. человек – Республики Ингушетия, 0,1 тыс. человек – Санкт-Петербурга и Ленинградской области (суммарно).
Понятие «вынужденные переселенцы» в зарубежном законодательстве
Помимо российского законодательства, понятие «вынужденные переселенцы» содержится также в законодательстве Таджикистана и Азербайджана. В Законе Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 г. № 881 «О миграции» указано, что вынужденные переселенцы – лица, являющиеся гражданами Республики Таджикистан, вынужденно покидавшие места своего постоянного жительства, находящиеся на территории другого государства в силу совершения над ними насилия и преследования либо в силу реальной опасности подвергнуться преследованию не только в отношении самого себя, но и против членов своей семьи по признакам расовой, национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определённой социальной группе, а также если существует связь между совершением насилия или преследования и реальной опасностью подвергнуться преследованию в вооружённых и межнациональных конфликтах.
В Законе Азербайджанской Республики от 21 мая 1999 г. № 668–IQ «О статусе беженцев и вынужденных переселенцев (лиц, переселённых в пределах страны)» вынужденный переселенец определён как лицо, не по своей воле покинувшее постоянное место проживания в результате военной агрессии, стихийных или техногенных бедствий на территории Азербайджанской Республики. Вынужденными переселенцами также могут быть признаны граждане Азербайджанской Республики, вынужденные на тех же основаниях покинуть постоянное место жительства в другой стране и приехавшие в Азербайджанскую Республику.
Проблема вынужденных переселенцев наиболее остро даёт о себе знать в периоды вооружённых конфликтов, гражданских войн, политической нестабильности. Многонациональный характер постсоветского пространства, наличие неразрешённых территориальных и иных споров всегда будет обладать потенциалом для возникновения новых потоков вынужденной миграции. Данный фактор необходимо учитывать при разработке адекватного правового регулирования миграционных отношений как на национальном уровне, так и в рамках формирования миграционной политики Евразийского экономического союза.