Административная ответственность
Администрати́вная отве́тственность, вид юридической ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к лицам, виновным в совершении административного правонарушения, специфических мер административного принуждения – административных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера.
В юридической науке административная ответственность понимается по-разному: как вид юридической ответственности; мера административного принуждения; правовой институт; форма реагирования государства на совершение административного правонарушения.
Законодательство ряда зарубежных государств не закрепляет понятий «административная ответственность», «административное правонарушение», «административное наказание».
Так, институт уголовной ответственности в США характеризуется разграничением преступлений на две группы. Преступление, наказуемое лишением свободы на срок не более одного года или меньшим наказанием, квалифицируется как проступок (misdemeanor). Преступления, которые влекут более строгие наказания, определяются как «фелония» (felony).
Уголовный кодекс Франции (Code pénal, 1994) классифицирует противоправные деяния в зависимости от их тяжести на преступления (crime), правонарушения (délit) и проступки (contravention). Проступок является наименее тяжкой категорией деяний.
Уголовный кодекс Италии (Codice Penale, 1930) оперирует термином «преступление» (delitto), а также термином «проступок» (contravvenzione). В отличие от преступления, совершение проступка не влечёт за собой лишения свободы, а наказывается арестом или штрафом. Закон «Об изменениях в системе уголовного судопроизводства» (Modifiche al sistema penale, 1981) ввёл в правовое регулирование в Италии понятие «административная санкция» (sanzione amministrativa), которая назначается за совершение проступка.
В свою очередь, в других государствах существует специальное законодательство об административной ответственности. В ФРГ административная и уголовная ответственность чётко законодательно разграничены. Применение мер административной ответственности регламентировано Законом об административных правонарушениях (Gesetz über Ordnungswidrigkeiten, 1968). Данный акт закрепляет составы административных правонарушений (Ordnungswidrigkeit), виды административных наказаний, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Институт административной ответственности получил правовое закрепление в кодифицированных актах стран Содружества Независимых Государств.
Так, Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях (2008) закрепляет понятие административной ответственности как разновидности юридической ответственности. Административная ответственность означает применение судьёй, уполномоченным государственным органом или уполномоченным должностным лицом административного взыскания к физическому лицу, частному предпринимателю, должностному или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (2021) и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (2014) не закрепляют понятия административной ответственности. Исходя из буквального толкования положений данных актов, административную ответственность следует рассматривать как применение административного взыскания (наказания) за совершение административного правонарушения – противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) действия либо бездействия физического или юридического лица.
Зарождение института административной ответственности в России следует связывать с произошедшим в законодательстве разграничением преступлений и иных наказуемых деяний – проступков. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержало определение преступления как «всякого нарушения закона, через которое посягается на неприкосновенность прав Власти Верховной и установленных Ею властей, или же на права или безопасность общества или частных лиц». «Нарушение правил, предписанных для охранения определённых законами прав и общественной или же личной безопасности, или пользы» именовалось проступком.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке наложения административных взысканий» (1921) установил административный порядок назначения наказаний за нарушение обязательных постановлений. Административная ответственность рассматривалась как инструмент обеспечения исполнения обязательных постановлений советов или исполнительных комитетов в случае их нарушения гражданами или должностными лицами. Конкретный перечень составов административных правонарушений закреплён не был.
В период советской власти были приняты многочисленные нормативные правовые акты, посвящённые вопросам регламентации административной ответственности за отдельные виды нарушений законодательства. К ним относятся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за нарушение правил воинского учёта» (1940), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за мелкое хулиганство» (1956), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за мелкую спекуляцию» (1957), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств» (1960), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» (1961) и иные акты.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» (1961) закрепил в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности виновность правонарушителя. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских Советов депутатов трудящихся РСФСР и о порядке производства по делам об административных нарушениях» (1962) были систематизированы основные процедуры привлечения к административной ответственности, определён порядок обжалования постановлений о назначении административных наказаний.
В Основах законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях (1980) впервые были установлены задачи законодательства об административных правонарушениях, закреплены принципы административной ответственности и определение понятия административного правонарушения. Дальнейшее развитие института административной ответственности связано с принятием Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (1984), который закрепил перечень составов административных правонарушений, виды административных взысканий, регламентировал судебный порядок привлечения к административной ответственности.
Развитие института административной ответственности в постсоветский период связано с усилением роли судов в назначении наказаний за административные правонарушения; формированием системы арбитражных судов, рассматривающих дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесённые федеральным законом к компетенции арбитражных судов; дальнейшей систематизацией законодательства об административных правонарушениях; закреплением возможности обжалования в суд любых постановлений о назначении административного наказания.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы привлечения к административной ответственности, является КоАП РФ.
Административная ответственность характеризуется специфическими признаками, отличающими её от иных видов юридической ответственности – дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой, финансовой.
Применение административной ответственности направлено на достижение определённых целей. В законодательстве цели административной ответственности непосредственно не закреплены. Однако следует учитывать, что административная ответственность заключается в применении специфических мер принуждения – административных наказаний. Статья 3.1 КоАП РФ в качестве целей административного наказания рассматривает предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Кроме того, согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Решение данных задач обеспечивается применением мер административной ответственности.
Для наступления административной ответственности необходимо наличие трёх оснований – нормативного, фактического и процессуального. Между всеми основаниями существует тесная взаимосвязь.
Нормативное основание административной ответственности обусловлено существованием административно-правовой нормы, содержащей санкцию за совершение административного правонарушения. Составы административных правонарушений закреплены в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Субъекты Российской Федерации могут принимать как кодифицированные акты, содержащие исчерпывающий перечень составов административных правонарушений, так и отдельные законы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в конкретных сферах общественных отношений.
Фактическим основанием административной ответственности выступает административное правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие нормативного и фактического основания административной ответственности вызывает необходимость составления протокола по делу об административном правонарушении или вынесения постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, а также рассмотрения дела. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, которое является процессуальным основанием наступления административной ответственности.
Существует разграничение компетенции органов власти Российской Федерации и её субъектов в вопросе установления и применения административной ответственности. К ведению Российской Федерации относится:
установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
установление перечня видов административных наказаний и правил их применения;
установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
установление порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
К ведению субъектов РФ относится:
установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ;
определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ;
создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ;
определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ;
регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в соответствии с КоАП РФ (ст. 1.3, 1.3.1 КоАП РФ).
Административная ответственность всегда применяется в строго определённом законодательством процессуальном порядке. В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Основным актом, регламентирующим порядок применения административной ответственности, выступает КоАП РФ. Однако допускается регламентация отдельных вопросов административной ответственности иными законами и подзаконными актами. Так, Конституцией Российской Федерации (1993) и федеральными законами устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определённые государственные функции (президента, уполномоченного по правам человека, депутатов, судей, прокуроров и иных лиц). Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и пересмотра актов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности регламентирован Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний установлен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Широкий круг вопросов применения административной ответственности регламентирован подзаконными нормативными актами. К ним относятся постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц», приказ МВД России от 31 декабря 2009 г. № 1025 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении», приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» и иные нормативные акты.
Административной ответственности подлежат как физические, так и юридические лица. Общим субъектом административной ответственности – физическим лицом выступают граждане, общим субъектом – юридическим лицом выступает организация, зарегистрированная в установленном законодательством порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях при совершении правонарушения на территории Российской Федерации. Отдельные административные правонарушения могут быть совершены субъектами, обладающими специальными признаками, – водителями транспортных средств, военнослужащими, должностными лицами.
Административная ответственность связана с назначением административных наказаний как мер административного принуждения, применяемых за совершение административного правонарушения, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера. КоАП РФ содержит закрытый перечень административных наказаний. Административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания.
В отличие от уголовной ответственности применение мер административной ответственности не влечёт судимости лица, которое подвергнуто административному наказанию. Однако в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания данное лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В большинстве случаев административная ответственность применяется органами исполнительной власти и их должностными лицами. Вместе с тем органы судебной власти также обладают компетенцией (определённой КоАП РФ) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В сравнении с дисциплинарной ответственностью, в рамках которой меры дисциплинарного взыскания применяются вышестоящим органом или должностным лицом к лицам, подчинённым им по службе или работе, административная ответственность применяется вне зависимости от организационной подчинённости. Она наступает при наличии соответствующих условий, которые связаны с отсутствием обстоятельств, исключающих возможность назначения административного наказания.
К условиям административной ответственности относятся наличие события, т. е. факта противоправного деяния; наличие состава административного правонарушения, т. е. полное соответствие деяния признакам конкретного состава правонарушения; виновность субъекта административной ответственности; достижение правонарушителем 16-летнего возраста. Административная ответственность не может наступить по истечении сроков давности, установленных КоАП РФ для соответствующей категории правонарушений.
Административная ответственность исключается при наличии обстоятельств крайней необходимости, поскольку КоАП РФ не признаёт административным правонарушением деяние, которое совершено при следующих обстоятельствах:
а) вред причинён охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица, совершившего деяние, или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства;
б) опасность не могла быть устранена иными средствами, т. е. отсутствовала возможность избрать другие, не причиняющие вреда, меры для её устранения;
в) причинённый вред менее значителен, чем предотвращённый.
Условием административной ответственности является её однократность, поскольку, в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Наступление административной ответственности невозможно при наличии постановления о назначении административного наказания, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела по тому же факту совершения противоправного деяния.
Ещё одним условием административной ответственности выступает вменяемость правонарушителя. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, административной ответственности не подлежит физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
КоАП РФ предусматривает право судьи, органа или его должностного лица при рассмотрении дела освободить правонарушителя от административной ответственности, применив только устное замечание, если административное правонарушение будет признано малозначительным, т. е. формально содержащим признаки состава административного правонарушения, однако (с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий) не представляющим существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенным недостатком является отсутствие в КоАП РФ нормативно закреплённого перечня принципов административной ответственности, которые служат ориентиром для законодателя, гарантируя обоснованность установления административной ответственности за нарушение правовых норм, защиту прав и законных интересов участников производства по делу об административном правонарушении, а также обеспечивая справедливость применения мер административной ответственности. В перечень принципов административной ответственности необходимо включить следующие: равенства лиц, привлекаемых к административной ответственности, перед законом; законности; справедливости; презумпции невиновности; недопустимости повторного административного наказания; индивидуализации наказания; гуманизма; ведения производства на государственном языке; непосредственности разбирательства; гласности; оперативности; самостоятельности принятия решений субъектом административной юрисдикции; исполнимости административного наказания.