Преодоление негативных последствий изменения климата
Преодоле́ние негати́вных после́дствий измене́ния кли́мата, предотвращение деструктивных для окружающей среды и благополучия человека климатических процессов путём сокращения объёма выбросов углекислого газа и иных загрязняющих воздух веществ в атмосферу. Проблематика глобальной климатической повестки тесно связана с реализуемыми развитыми странами задачами перехода на возобновляемые источники энергии («энергоперехода») и развитием «зелёных» технологий, минимизирующих негативное влияние соответствующих индустрий на окружающую среду. Ключевыми событиями в плане преодоления негативных последствий изменения климата стали Рамочная конвенция Организации Объединённых наций об изменении климата (1992); Киотский протокол (1997); Парижское соглашение [по климату] (2015). В 2020–2021 гг. практически все развитые страны – страны Европейского союза (ЕС), США, Япония, Великобритания, Канада, Республика Корея, Норвегия, Швейцария и др. – объявили о намерении достичь углеродной нейтральности к 2050 г., а Китай, Бразилия, Россия, Мексика, Аргентина, Казахстан и др. – к 2060 г.
Причины и последствия изменения климата
Негативные изменения климата связаны не только с природными, но и с антропогенными факторами. В ряду природных факторов учёные указывают прежде всего на солнечную активность, сейсмическую активность Земли, влияние космического излучения. Главным антропогенным фактором, ответственным за усиление парникового эффекта, являются выбросы углекислого газа. Помимо этого, в результате хозяйственной деятельности человечества изменяется газовый и аэрозольный состав атмосферы.
Последствия глобальных изменений климата – природные катаклизмы, увеличение площади непригодных для проживания территорий (антропопустынь), сокращение биологического разнообразия, дефицит питьевой воды и продовольствия, эпидемии, повышение уровня Мирового океана. К концу 21 в. повышение уровня Мирового океана достигнет, согласно расчётам Всемирного фонда дикой природы (в 2023 внесён Министерством юстиции РФ в список иноагентов), 1 м (в 20 в. он поднялся на 0,1–0,2 м). В России после 1970 г. скорость потепления составляет, согласно тем же оценкам, около 4 °С / 100 лет. При этом, по оценкам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), среднегодовая температура в России растёт в 2,5 раза быстрее, чем в целом по миру, особенно в северных регионах страны. Как и в других странах мира, в России в последние десятилетия существенно выросли число и масштабы природных катастроф (наводнения, ураганы, паводки, сели и др.). По данным Совета безопасности Российской Федерации за 2020 г., ежегодный прямой и косвенный ущерб от чрезвычайных ситуаций, вызванных только аномальными гидрометеорологическими явлениями, превышает 60 млрд руб. Однако, помимо негативных последствий изменения климата, эксперты указывают на определённые преимущества, создаваемые для России глобальным потеплением: в частности, на возможность удлинения сроков навигации по Севморпути; облегчение и удешевление добычи нефти и газа на арктическом шельфе; сокращение длительности отопительного сезона; увеличение площадей сельскохозяйственных угодий за счёт включения в их число северных территорий, которые станут пригодными для ведения агробизнеса; возможность использования российских «новых тёплых территорий» для платного временного размещения (переселения) иностранных граждан из расширяющихся зон климатического кризиса (по расчётам климатологов, при текущем темпе роста выбросов парниковых газов уже к 2070 средняя температура воздуха в странах Персидского залива может составить 74–77 °С) на основе соответствующих международных договоров и др.
Без кардинальных сокращений выбросов углекислого газа средняя температура на Земле, согласно экспертным прогнозам, может вырасти в 2100 г. на 3,7–4,8 °С.
При этом доля выбросов стран, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в общем объёме выбросов нарастает по причине их форсированного индустриального роста, а также запоздалого (по сравнению со странами ОЭСР) вовлечения в экологическую повестку. Кроме того, в азиатских развивающихся странах (прежде всего в Китае) широко используется уголь, при сжигании высвобождающий максимальное количество углекислого газа по сравнению с другими энергоресурсами. Стоит отметить, что доля России в загрязнении воздуха с 2013 г. начала снижаться – к 2020 г. она составила 4,6 % мировых выбросов углекислого газа.
Основным фактором стало снижение валового объёма выбросов от передвижных источников за счёт большего распространения передвижных средств с газовым двигателем, а также из-за изменения системы учёта оксида углерода. Кроме того, на сокращение выбросов повлияли структурные изменения в экономике и модернизация промышленности. Россия обладает (в отличие от большинства других стран) низкоуглеродной энергетической системой: около 80 % выработки электроэнергии осуществляется на атомных, гидро- и других станциях с низкой выработкой парниковых газов. В России доля использования угля постепенно снижается, в то время как в мире выработка электроэнергии с использованием угля в 2021 г. выросла на 9 % (по данным Международного энергетического агентства).
Среди лидеров по масштабам загрязнения воздуха по итогам 2021 г. – Китай [на него пришлось 33 % от общего объёма загрязнения (выбросов углекислого газа)], США (13 %), Европейский союз (7 %), Индия (7 %). Россия находится на пятом месте, далее следуют Япония, Иран, Германия, Республика Корея, Индонезия, Саудовская Аравия.
Несколько иначе выглядят эти соотношения при ретроспективном расчёте. По данным британской аналитической организации Carbon Brief, по итогам 2021 г. США по объёмам выбросов углекислого газа начиная с 1850 г. заняли первое место (20 % глобального объёма), Китай – второе (11 %), за ним следуют Россия (7 %), Бразилия (5 %) и Индонезия (4 %).
К концу 20 в. человечество осознало проблему изменения климата, поэтому многие страны стали предпринимать усилия по регулированию выбросов, заключая различные соглашения и разрабатывая меры поощрения за сокращение загрязнения окружающей среды.
Международные климатические соглашения
Первым документом по защите от неблагоприятных воздействий климата стала Венская конвенция об охране озонового слоя (1985). Кроме того, важным результатом глобальных усилий по изучению изменений климата и попыток регулировать их влияние является Рамочная конвенция Организации Объединённых Наций об изменении климата (РКИК ООН), которая была принята 9 мая 1992 г. и открыта для подписания на Конференции ООН по окружающей среде и развитию («Саммит Земли»), прошедшей в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3–14 июня 1992 г. Конвенция вступила в силу 21 марта 1994 г., для России этот документ вступил в силу 28 марта 1995 г. РКИК ООН предусматривает принятие присоединившимися к ней странами обязательств в части разработки и обновления национальных программ по сокращению выбросов углекислого газа и адаптации к климатическим изменениям.
В декабре 1997 г. Конвенция была расширена в части определения юридических обязательств по снижению выбросов. Соответствующие договорённости были достигнуты на 3-й сессии Конференции сторон РКИК ООН, прошедшей в г. Киото (Япония), в связи с чем получили название Киотского протокола. В рамках Киотского протокола выбросы углекислого газа стали подлежать квотированию, а страны получали возможность торговать квотами и инвестировать в проекты по сокращению атмосферных выбросов в других странах. При этом для развитых стран и стран с переходной экономикой были установлены жёсткие обязательства по снижению или стабилизации выбросов (в числе таких стран оказалась и Россия), в то время как для развивающихся стран соответствующие обязательства установлены не были. Глобальной климатической целью Киотского протокола стало недопущение повышения температуры в мире от уровня доиндустриальной эпохи (1850–1900) более чем на 2 °С. Однако объём выбросов парниковых газов продолжал расти; нарастал и объём выбросов иных загрязняющих веществ. Эти показатели сократились лишь в 2020 г. в результате экономического спада, вызванного пандемией COVID-19.
12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции сторон РКИК ООН было принято Парижское соглашение, официально вступившее в силу 4 ноября 2016 г. К августу 2022 г. к нему присоединились 192 государства и Европейский союз. Участники Парижского соглашения поставили своей целью добиться существенного сокращения глобальных выбросов парниковых газов и ограничить повышение глобальной температуры в текущем столетии до 2 °С по сравнению с доиндустриальным уровнем при условии одновременного поиска средств для ограничения её повышения до 1,5 °С. На момент заключения соглашения средняя температура была на 0,75 °С выше, чем среднегодовые показатели в 1850–1900 гг. Чтобы добиться поставленной цели, странам необходимо к 2050 г. в среднем наполовину по отношению к уровню 1990 г. снизить глобальные объёмы выбросов парниковых газов. В рамках Парижского соглашения обязательства по сокращению выбросов парниковых газов принимают на себя все государства-участники независимо от степени их экономического развития, а не только развитые страны и страны с переходной экономикой. Создаётся новый международный экономический инструмент, позволяющий странам финансировать проекты по снижению выбросов в других странах.
В рамках Парижского соглашения ЕС предстоит к 2050 г. сократить выбросы на 40 % к уровню 1990 г., США – на 12–14 %, Китаю – на 6–18 %, Японии – на 13 %. Российская Федерация подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016 г., обязавшись к 2020 г. обеспечить снижение выбросов углекислого газа до 70–75 % от уровня 1990 г. и удерживать достигнутый объём на одинаковом уровне в течение 35 лет (к 2030). Первое обязательство Россией было выполнено, т. к. к 2018 г. объём выбросов сократился до 52 % от уровня 1990 г. Помимо улучшения экологической обстановки и вклада в глобальное противодействие последствиям климатических изменений, положительным результатом указанных обязательств для России должно было стать, как ожидалось, снижение доли ископаемого топлива в экспорте. Тем не менее Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года относит изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы, переход экономик других стран на «зелёные» технологии, сокращение потребления ископаемых видов топлива к основным вызовам для российской экономики, существенную часть в которой занимает сектор добычи и переработки природных ископаемых.
Участники Парижского соглашения взяли на себя обязательства принять национальные планы по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к климатическим изменениям и пересматривать их в сторону повышения каждые пять лет; планомерно снижать атмосферные выбросы и для реализации этой цели разработать и принять к 2020 г. национальные стратегии перехода на безуглеродную экономику (промышленность не должна сжигать ископаемое топливо и, соответственно, выбрасывать в атмосферу парниковые газы – прежде всего диоксид углерода); наладить международный обмен «зелёными» технологиями в сфере энергоэффективности промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.
В отличие от Киотского протокола, Парижское соглашение не содержит конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению выбросов: каждая из стран-участниц самостоятельно определяет свою политику и измеримые приоритеты в этой сфере. Кроме того, в соглашении не прописаны механизм строгого контроля за его соблюдением и меры принуждения стран-участниц к его исполнению. Документ лишь наделяет Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК), являющуюся подразделением ООН, правом верифицировать информацию о сокращении выбросов, предоставляемую странами-участницами.
На 24-й Конференции сторон РКИК ООН, прошедшей 2–14 декабря 2018 г. в г. Катовице (Польша), был принят свод правил реализации Парижского соглашения, описывающий, как государства должны отчитываться о проделанной на пути к сокращению выбросов работе, а также регулирующий вопросы реализации международных проектов в области защиты климата.
В ноябре 2019 г. США вышли из Парижского соглашения, объяснив это слишком большим финансовым бременем и рисками роста безработицы при выполнении обязательств по соглашению. Однако в 2021 г. США повторно вступили в Парижское соглашение.
Потепление климата продолжается, некоторые страны обвиняются ООН в отсутствии усилий по выполнению своих обязательств в рамках Парижского соглашения (15 стран – производителей ископаемого топлива, в том числе Россия), поэтому достижение целевых показателей Парижского соглашения к 2030 г. выглядит сомнительно. Отсутствие договорённостей и определения вклада каждой страны в борьбу с климатическими изменениями, вероятно, привело бы к ещё большему потеплению климата. К маю 2021 г. запущено 1,01 тыс. судебных дел по Парижскому соглашению, бо́льшая часть из которых касается невыполнения государственными органами своих обязательств.
Вопросы защиты окружающей среды были установлены на Саммите тысячелетия в 2000 г. в числе одной из восьми «Целей развития тысячелетия», когда все мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия ООН. Обеспечение экологической устойчивости предполагало включение принципов устойчивого развития в программы развития стран, предотвращение исчерпания природных ресурсов и биологического разнообразия, сокращение вдвое доли населения без доступа к питьевой воде к 2015 г., улучшение качества жизни не менее 100 млн жителей трущоб к 2020 г. Наибольший прогресс в достижении этих целей показали Китай и Индия.
С целью достижения установленных 17 целей устойчивого развития и сокращения негативного воздействия на окружающую среду в области сельского хозяйства на базе ООН был создан Глобальный форум по продовольственной безопасности и питанию. Для финансовой поддержки реализуемых в развивающихся странах проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, в 2010 г. был создан Зелёный климатический фонд. В 2021 г. совет фонда направил почти 3 млрд долл. на финансирование новых проектов в сфере климата.
Климатическую повестку реализуют такие международные организации, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирный банк, Всемирный экономический форум (отдельные подразделения), ОЭСР. Например, ОЭСР в 2019 г. выпустила доклад «Смягчение последствий изменения климата через призму благополучия», призвав национальные правительства разрабатывать экономические сценарии для одновременного смягчения последствий климатических изменений и повышения благосостояния людей. Среди других международных, в том числе межправительственных, организаций, занимающихся исследованием климатических проблем, следует, наряду с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), выделить Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) и Всемирную метеорологическую организацию (ВМО).
Чтобы потепление не превышало 1,5 °С от доиндустриального уровня, по оценке Программы ООН по окружающей среде, необходимо сократить выбросы углекислого газа на 7,6 % ежегодно до 2030 г.; на 45 % к 2030 г. по сравнению с уровнем 2010 г.; достичь нулевых чистых выбросов к 2050 г. Соответственно, чтобы потепление не превышало 2 °С от доиндустриального уровня, необходимо снизить выбросы углекислого газа на 25 % до 2030 г. и на 100 % до 2075 г. Согласно докладу МГЭИК, для достижения цели по ограничению темпов потепления до 1,5 °С после 2025 г. глобальный объём выбросов должен снизиться на 43 % до 2030 г.
Аналогичные цели установлены Климатическим пактом Глазго (Glasgow Climate Pact), принятым на 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прошедшей 31 октября – 13 ноября 2021 г. в г. Глазго (Великобритания).
Для достижения указанных целей странами разрабатываются стратегии, которые опираются на уже апробированные рецепты сокращения негативного антропогенного воздействия на природу и предусматривают экономические меры, направленные на стимулирование к использованию таких методов. В ряду упомянутых мер наиболее важны следующие:
замена ископаемых видов топлива на неископаемые, в частности солнечную, ветро-, био-, гидроэнергетику, ядерную энергетику;
увеличение энергоэффективности, расширение масштабов энергосбережения, в том числе при строительстве зданий (например, систем отопления с применением тепловых котлов на водородном топливе), при модернизации технологических цепочек в системе жилищно-коммунального хозяйства и на транспорте (в первую очередь за счёт использования электромобилей);
борьба с системными энергопотерями, внедрение современных способов хранения неископаемых видов топлива, например использование суперсетей для хранения электроэнергии или внедрение интеллектуальных сетей на уровне отдельных домохозяйств и организаций;
развитие водородной энергетики, поиск более эффективного и менее энергозатратного способа производства водорода;
реализация программ устойчивого развития в сфере сельского хозяйства в целях сокращения углеродных и метановых выбросов от агробизнеса;
распространение технологий поглощения и удаления углерода как за счёт естественных ресурсов (облесение, предотвращение опустынивания, защита природных накопителей углекислого газа – болот, лесов и др.), так и искусственным путём (например, прямого улавливания углекислого газа).
Меры по смягчению климатических изменений установлены Климатической доктриной Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов». В 2021 г. были приняты Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов углекислого газа» и Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Главная климатическая цель России – переход к углеродной нейтральности к 2060 г. При этом Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года предусматривает рост добычи углеводородов, что существенным образом контрастирует с климатической повесткой.
В России анализом климатических изменений непосредственно занимаются Росгидромет, Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН имени академика Ю. А. Израэля, Главная геофизическая обсерватория имени А. И. Воейкова и др.
Международный механизм по снижению выбросов углерода
Международным экономическим механизмом по снижению выбросов углерода может считаться введённая в 2005 г. система торговли выбросами (англ. Emissions Trading System, ETS). Она предусматривает покупку права совершать выбросы углерода и была впервые введена в странах ЕС. По данным Всемирного банка, в 2021 г. с помощью ETS было оплачено свыше 21,7 % выбросов углерода, а в 2023 г. – более 40 % выбросов, совершаемых в ЕС. В 2021 г. национальную схему оплаты выбросов углерода ввёл Китай, что является важным из-за значительного загрязнения воздуха китайской промышленностью и транспортом. Согласно оценке Международного партнёрства по борьбе с выбросами углерода (ICAP), по ситуации на август 2022 г. ETS применяют 25 стран, планируют введение – 14 стран, на стадии рассмотрения она находится в 10 странах. Из стран СНГ на текущий момент ETS применяется только в Казахстане.
Цены на выбросы углерода в Швейцарии, ЕС и Великобритании с 2021 г. стремительно росли и к началу 2022 г. достигли 80–100 долл. за тонну. Однако под влиянием геополитических событий 2022 г., эффектов от введённых в отношении Российской Федерации коллективных международных санкций, последовавшего роста дефицита энергоносителей, глобального энергетического кризиса 2022 г. и масштабных мер правительств развитых стран по расконсервации угольной генерации цены на углерод начали снижаться. По состоянию на февраль 2023 г. цена на углерод в ЕС составила 100 евро за тонну.
По оценкам МГЭИК, для достижения планируемого ограничения потепления на 1,5 °С цена на углерод должна вырасти до 135 долл. за тонну углекислого газа к 2030 г. и до 245 долл. за тонну к 2050 г. Однако вследствие энергетического кризиса 2022 г. и надвигающегося глобального экономического кризиса более вероятным выглядит иной сценарий, в рамках которого ограничение потепления будет достигнуто не путём нормативного регулирования цены на углерод, а за счёт эффектов, вызываемых сокращением деловой активности и спадом производства.
14 июля 2021 г. ЕС опубликовал пакет законопроектов Fit for 55, в которых, в частности, предусмотрены отказ от автомобилей на двигателях внутреннего сгорания к 2035 г., включение судоходства в ETS, рост доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе ЕС до 40 %. Эти и другие климатические меры должны помочь ЕС достичь углеродной нейтральности к 2050 г. Наиболее широко обсуждаемая мера – введение т. н. углеродного налога. Размер налога на импортируемые товары будет равен плате, которую взимают с европейских производителей в рамках ETS. Компании, осуществляющие экспорт в ЕС, должны будут покупать цифровые сертификаты на каждую тонну углерода, выброшенную в атмосферу при производстве экспортируемых ими товаров. Соответствующее регулирование планируется ввести в октябре 2023 г. – на первом этапе оно предусматривает сбор информации о выбросах парниковых газов у экспортёров нефти, газа, стали, алюминия, минеральных удобрений, цемента и электроэнергии. Взимание углеродного налога предполагается начать с 2026 г. Минэкономразвития России оценило потери страны от углеродного налога ЕС в 7,6 млрд долл. в год (по другим оценкам, эти потери могут составлять до 60 млрд долл.) и заявило о нарушении ЕС норм Всемирной торговой организации.
Критика
Критики Киотского протокола и Парижского соглашения подчёркивают, что свою функцию оба документа не выполнили: темпы глобального потепления не снижаются. Более того, Парижское соглашение в итоговом варианте носит, по сути, рекомендательный характер, как на том настояли США, и не имеет конкретных юридических обязательств, включения которых в текст соглашения добивались российские представители.
Из-за энергетического кризиса, начавшегося в результате пандемии COVID-19 и усугублённого санкциями в отношении России после начала Специальной военной операции на Украине в 2022 г., большинство стран вследствие дефицита энергоресурсов снова запустили законсервированную в рамках «энергоперехода» угольную генерацию, что, в свою очередь, не могло не вызвать резкого роста объёмов выбрасываемых в атмосферу углекислого газа и метана.
Кроме того, оппоненты сторонников следования рекомендациям Киотского протокола и Парижского соглашения полагают, что масштабы антропогенного влияния на окружающую среду в рамках существующей климатической повестки преувеличены: история Земли задолго до появления человечества (равно как и тогда, когда его влияние на окружающую среду было заведомо минимальным) знала длительные периоды похолодания и потепления, объяснимые исключительно геофизическими процессами.
Далее, указывают критики, оба акта не учитывают такой фактор климатического статуса стран и территорий, как поглощение углекислого газа и, во вторую очередь, метана из атмосферы лесами и колониями водорослей; между тем это должно учитываться при формировании национальных планов и национальных обязательств по сокращению выбросов.
Наконец, сторонников Киотского протокола и Парижского соглашения обвиняют в использовании идеологии управления климатическими изменениями в интересах США, Великобритании, Канады и др., а также транснациональных корпораций против интересов других развитых агроиндустриальных стран, вынужденных принимать меры, способствующие неоправданному ограничению деятельности и конечной деградации целого ряда высокоразвитых национальных индустрий – в первую очередь энергетики, сельского хозяйства и экспортно ориентированного машиностроения. Всё это, указывают оппоненты официальной климатической повестки, в конечном счёте приведёт к существенному снижению уровня и качества жизни в ЕС и ряде крупных развивающихся стран.