Киотский протокол 1997
Кио́тский протоко́л 1997, одно из базовых соглашений в сфере противодействия изменению климата. Принято 11 декабря 1997 г. в г. Киото (Япония), открыто для подписания с 16 марта 1998 г., для присоединения – с 16 марта 1999 г.
Вступило в силу 16 февраля 2005 г., после ратификации странами, на долю которых приходится не менее 55 % общих выбросов диоксида углерода (в 2023 охватывает 192 государства).
Является дополнительным документом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), развивает её идеи и базируется на её принципах. Принятие протокола связано с тем, что сама РКИК ООН не предусматривала обязательств, а содержала только призывы к развитым странам принять меры, препятствующие изменению климата.
Цель протокола – помощь странам в адаптации к негативным последствиям изменения климата и ограничение выбросов парниковых газов развитыми странами. В основе лежит идея об «общей, но дифференцированной ответственности», с учётом «национальных и региональных приоритетов». Включает ограничительные обязательства по выбросам парниковых газов: диоксида углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродов, гексафторидов серы и др.
Механизмы Киотского протокола
Протокол предусматривает такие рыночные механизмы, как международную торговлю квотами, механизм чистого развития, механизм совместного осуществления. Продавцами квот являются страны, не имеющие ограничительных обязательств по выбросам. При совместных проектах стране-покупателю передаются единицы сокращённых выбросов. Протокол поощряет инвестиции, направленные на реализацию экологически чистых проектов в развивающиеся страны. Контроль за соблюдением взятых обязательств осуществляется с помощью мониторинга. Стороны предоставляют ежегодные национальные доклады. Функции депозитария выполняет Генеральный секретарь ООН.
Первый этап реализации
В 2008–2012 гг. проходил первый этап реализации протокола. На момент подписания включал 39 сторон-участников, в том числе Европейский союз (ЕС). В среднем обязательства сторон предусматривали 5-процентное снижение эмиссии от уровня 1990 г. Согласно протоколу, ЕС должен был сократить выбросы на 8 %, Япония, Канада – на 6 %, США – на 7 %. Россия, резко уменьшившая выбросы из-за тяжёлой экономической ситуации в 1990-х гг., могла оставить выбросы на уровне 1990 г. В соответствии с «Берлинским мандатом» (предварительным соглашением по переговорам о климате) Китай и Индия не стали брать обязательства по сокращению. Государства, которые не использовали до конца свои лимиты, могли продать квоты на выброс.
Обязательства считались выполненными, если общие суммарные выбросы парниковых газов не превышали заявленных во взятых сторонами обязательствах. За первый период выбросы 37 развитых стран снизились более чем на 20 %.
Второй этап реализации
Второй этап реализации протокола проходил в 2013–2020 гг. В декабре 2012 г. была принята Дохийская поправка к Киотскому протоколу (вступила в силу 31 декабря 2020), согласно которой стороны брали на себя обязательства уменьшить выбросы на 18 % от уровня 1990 г. Состав участников первого и второго этапов существенно различался. За участие во втором этапе выступили ЕС, Австралия, Казахстан, Республика Беларусь, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, Монако и др. Россия, Канада, Япония, Новая Зеландия отказались участвовать.
Россия и Киотский протокол
Россия подписала протокол в марте 1999 г., ратифицировала в ноябре 2004 г.
В 2008–2012 гг. обязательства России, согласно Киотскому протоколу, заключались в непревышении выбросов уровня 1990 г., сокращении выбросов метана, парниковых газов на транспорте, поощрении устойчивых форм сельского хозяйства и др.
Главным ведомством, ответственным за предоставление информации о выбросах парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, был определён Институт глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля.
Значение Киотского протокола
Киотский протокол являлся первым международным соглашением о количественных обязательствах по выбросу парниковых газов; способствовал развитию национальных проектов по снижению парниковых газов и развитию возобновляемой энергетики, стимулировал научные разработки в сфере климата, способствовал развитию международной экологической интеграции.
Вместе с тем протокол не располагал реальными механизмами воздействия на участников, не соблюдавших количественные ограничения. Предложения возместить ущерб окружающей среде в случае невыполнения взятых обязательств были отклонены.